Отказное письмо для маркетплейсов – официальный документ уполномоченного органа, требуемый посредническими площадками по условиям оферты. Обязательность предоставления не установлена законодательством, но отсутствие становится причиной применения санкций и снятия товаров с продажи администрацией посредника при конфликтах с потребителями или проверяющими структурами. Ведь ответственность перед потенциальными покупателями за качество и безопасность реализуемых товаров несет платформа аналогично магазину при торговле в стационарной сети.
Обоснование требований отказных писем маркетплейсами
Маркетплейсы исполняют роль посредников между продавцами и покупателями, ускоряя продвижение товаров. Продавцы освобождены от издержек на рекламные мероприятия, а покупатели – от сравнения цен и потребительских характеристик в различных розничных сетях. Получению посреднического вознаграждения платформ сопутствует исполнение гарантийных обязательств и предоставление всех разрешительных документов на товар в момент либо после продажи. Если в течение трех банковских дней селлер не предоставит отказное письмо по запросу маркетплейса, то администрация:
- закроет карточки товаров и снимет поставленную продукцию с реализации;
- начислит финансовые санкции за игнорирование условий оферты;
- обяжет компенсировать издержки, связанные с возмещением ущерба.
Селлеру сделать отказное письмо для маркетплейсов нужно до размещения товаров на площадке, а не после. Поскольку любая поступившая претензия от третьих лиц станет основанием для предоставления информационного документа, дата выдачи отказного письма должна предшествовать во времени моменту направления запроса платформой. Иначе ответом на потерю имиджа площадки будут начисленные штрафы и возможное прекращение сотрудничества по инициативе маркетплейса, сопровождающееся блокировкой аккаунта селлера.
Правовые основания для получения отказных писем
С правовой позиции отказные письма не заменяют разрешительную документацию, а лишь свидетельствуют о ее необязательности. В рамках ЕАЭС согласно техрегламенту ТР ТС документальным подтверждением качества и безопасности товаров выступают свидетельства госрегистрации, декларации и сертификаты соответствия. Необязательность оформления разрешительных документов официально подтверждают уполномоченные государственные органы, что товары можно продавать без прохождения процедуры:
- обязательной сертификации или декларировании соответствия согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 года № 2425 – письмом сертификационного центра;
- получения свидетельства о государственной регистрации из-за нераспространения требований на выпуск в обращение, установленный Решением КТС от 28.05.2010 года № 299 – письмом Роспотребнадзора;
- оформления регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства России от 27.12.2012 года № 1416 – письмом Росздравнадзора.
Обязанность оформить отказное письмо для маркетплейсов зафиксирована в оферте. Администрация может потребовать официальный документ как перед предоставлением места на площадке, так и в любой момент торговли. Например, Вайлдберриз озвучивает требование при получении первой жалобы от потребителей или при претензии контролирующих структур. Для маркетплейсов, как и для прочих инициаторов, уполномоченный орган выдаст отказное письмо только в случае, если выставленная на реализацию продукция не включена ни в один из перечней, обязывающих получать разрешительную документацию. Если срок не указан в отказном письме, то оно признается действующим бессрочно до внесения изменений в законодательство, после которого нуждается в переоформлении.
Подлежащая выдаче отказных писем продукция
Требование подтверждать соответствие реализуемого ассортимента выдвигают не посреднические площадки, а нормативно-правовые акты. Следовательно, на какие товары нужно отказное письмо для маркетплейсов, зависит от отсутствия продукции в техрегламентах и законодательно утвержденных перечнях, поскольку альтернативного списка, освобождающего от обязательного декларирования или сертификации, не разработано. По методу исключения оценки соответствия не требуется на следующий ассортимент:
- сувениры – шкатулки, обереги, подставки;
- бижутерию – ожерелья, браслеты, серьги;
- швейную фурнитуру – молнии, нитки, пряжу;
- декоративные украшения кроме посуды и текстиля;
- мебельную фурнитуру – уголки, заглушки, ручки;
- елочные игрушки за исключением электрических гирлянд;
- товары для животных кроме кормов;
- маникюрные и педикюрные инструменты;
- наборы для творчества лиц старше четырнадцати лет.
Перечень подлежит систематическому пересмотру и обновлению в связи с законодательными нововведениями. Ведь отказные письма – это альтернатива оценке соответствия, официально подтверждающая ее необязательность и не зависящая от способа торговли. Поэтому маркетплейсам «отказной» документ необходимо предоставлять в целях обоснования отсутствия сертификатов или деклараций.
Алгоритм процедуры оформления отказных писем
В отличие от разрешительной документации претендовать на получение отказного письма для маркетплейсов наряду с субъектами предпринимательства вправе самозанятые. Если торгующие предприятия могут потребовать информационные письма у поставщиков, то импортеры и производители вынуждены заниматься оформлением лично. Процедура выдачи предусматривает схему действий:
- Подача заявки в сертификационный центр о выдаче отказного письма. Помимо идентифицирующих и регистрационных данных инициатор указывает характеристики, назначение и сферу применения товаров.
- Рассмотрение обращения аккредитованным центром. Эксперт идентифицирует товары по кодам ТН ВЭД или ОКПД 2 либо подтверждает правильность указанных цифровых обозначений заявителем.
- Принятие решения по заявке. После анализа документальных приложений и исследования утвержденных нормативными актами перечней выдается отказное письмо. При принятом отрицательном решении должно быть представлено мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации.
Цены на отказные письма для маркетплейсов зависят от срочности оформления, количества товарных категорий, подлежащих исследованию и необходимости проведения дополнительных мероприятий. Ведь один документ не ограничен количеством наименований для подтверждения освобождения от оценки соответствия для вовлечения в коммерческий товарооборот.
Центр кроме отказных писем, для подтверждения качества товаров поможет оформить добровольный сертификат, подтверждающий соответствие ГОСТ или самостоятельно разработанным техническим условиям. Разрешительный документ выдается на основании проведенных испытаний, действует до трех лет и позволяет наносить маркировку. Добровольный сертификат ИСО 9001 дает дополнительную возможность разработки макета этикеток, регистрации товарного знака и регистрации штрихкода, требующегося при размещении товаров на продажу в крупные торговые сети с автоматизированным товарным учетом.