
Обязательная оценка соответствия продукции на данный момент применяется к большинству поступающих в обращение товаров. При этом сертификация и декларирование требуется как для товаров, изготавливаемых в ЕАЭС или РФ, так и ввозимых на единый таможенный рынок из других государств. В зависимости от особенностей продукции необходимость проведения оценки соответствия устанавливается требованиями техрегламентов ЕАЭС или внутренним законодательством РФ.
Актуальные требования законодательства
Нарушения законодательства в сфере оценки качества и безопасности той или иной подконтрольной продукции являются административными нарушениями, ответственность за которые предусмотрена главой 14 КоАП РФ.
По состоянию на данный момент применяется три вида административных наказаний в зависимости от вида правонарушения и особенностей его квалификации:
- конфискация продукции;
- ограничение деятельности предприятия или ИП;
- штрафные санкции.
Взыскание штрафов является наиболее распространенной мерой воздействия на недобросовестных предпринимателей.
Размеры штрафов
Для наглядности наиболее распространенные нарушения законодательства в области правил и порядка проведения сертификации/декларирования и предусмотренные за них штрафы представлены в виде таблицы:
Суть нарушения | Статья КоАП | Размер штрафных санкций | |
Для индивидуальных предпринимателей, тыс. руб. | Для юридических лиц, тыс.руб. | ||
Протокол испытаний содержит неполный набор проверяемых показателей | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Протокол испытаний отсутствует | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Проведены испытания не на все товары | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Обязательные разрешения (декларации, сертификаты) не внесены в реестры | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Проведение испытаний в лабораториях без соответствующей аккредитации | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Оформление декларации/сертификата вне области ОС | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Приостановка или прекращение действия сертификата соответствия по решению Федеральной службой по аккредитации. | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Нарушение правил пересечения границы по отношению к образцам для проведения испытаний | 16.2 | 50-100 (от половины до двойной стоимости образца, выступающего предметом админнарушения) | 50-300 (от половины до двойной стоимости образца, выступающего предметом админнарушения) |
Отсутствие доказательств на основании которых была принята декларация или выдан сертификат | 14.43, 14.44 | 100-300 | 300-500 |
Нарушения в порядке и правилах обязательной маркировки знаком соответствия | 14.43, 14.4, 14.46.1, 14.46.2, 15.12. | 20-300 | 50-500 |
Нарушения правил проведения сертификационных работ | 14.47 | 20-40 | 400-500 |
Подача недостоверных или недействительных документов в Таможенные органы | 16.7 | 10-20 | 50-300 |
Штрафные санкции могут быть наложены только в результате несоответствий требованиям закона, которые выявлены уполномоченными контролирующими органами и инстанциями в ходе плановых и внеочередных проверок, о чем должен быть составлен официальный акт.
Конечно, действия контролеров и ревизоров, результаты проверки и размер штрафа можно оспорить, если вы не согласны с таким решением, но практика показывает, что лучше не допускать подобных ситуаций, которые негативно влияют не только на экономическую составляющую деятельности предприятия, но и снижают имидж и деловую репутацию организации.
На форуме аккредитованных лиц руководитель Росаккредитации Херсонцев А.И. заявил о введение уголовной ответственности за нарушения в сфере оценки соответствия всех неправомерно выданных сертификатов качества. В ст.327 УК РФ будут внесены изменения. Если сертификат качества будет признан выданным с нарушениями, то Федеральная служба по аккредитации будет передавать информацию по всем выданным документам в правоохранительные органы власти для привлечение к уголовной ответственности по статье 327 УК РФ подделка изготовление или оборот поддельных документов, статье 238 УК РФ производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, срок лишения свободы до 2 лет.
Центр сертификации «Росстандарт» оказывает полный спектр консалтинговых услуг связанных с проверкой и аудитом законности ведения бизнеса в сфере обязательной и добровольной оценки соответствия.
Наши специалисты помогут:
- идентифицировать продукцию в качестве объекта обязательных процедур подтверждения соответствия;
- определить перечень требуемой документации для оформления сертификата или декларации с учетом особенностей и специфики товаров, условий их производства или ввоза на территорию ЕАЭС;
- провести проверку подлинности и достоверности выданных ранее разрешений;
- выявить потенциальные риски возникновения сложностей с законом при проведении проверок;
- разработать недостающую эксплуатационно-техническую документацию.
Обратиться за получением бесплатной консультации вы можете по указанным на сайте телефонам или заполнив онлайн-форму обратной связи на сайте центра сертификации «Делотест».