
Большинство продукции производимой, реализуемой или импортируемой в страны ЕАЭС, включая Россию на данный момент подлежать обязательной оценке соответствия перед выпуском на рынок. Подтверждение соответствия продукции требованиям законодательства осуществляется в различных формах – государственная регистрация, сертификация, ветеринарная экспертиза, декларирование и пр.
Нарушение порядка ведения коммерческой деятельности с такой подконтрольной продукцией в виде отсутствия необходимых разрешений преследуется законом в рамках административного права.
Состав правонарушений, а также возможные виды ответственности, в частности размер штрафов, изложены в КоАП РФ. Для наглядности основные из них с указанием статьи и частоты выявления различных нарушений согласно статистическим исследованиям приведены в таблице:
Вид нарушения |
Статья КоАП |
Размер штрафных санкций для юридический лиц, тыс. руб. |
Статистика выявления, % |
Нет протокола испытаний |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
63 |
В протоколах недостаточно показателей, по которым должны проводится испытания |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
50 |
Недостаточное количество отдельных протоколов к сертификату/декларации |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
75 |
Сертификат или декларация не внесены в реестр |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
15 |
Документы выдал ОС без надлежащей аккредитации |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
20 |
Прекращение действия разрешений по решению ФСА |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
26 |
Протоколы испытаний содержат показатели, по которым у лаборатории нет аккредитации |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
34 |
Отсутствие документации, являющейся основаниями для принятия декларации или сертификата |
14.43 14.44 |
100-300 300-500 |
84 |
Не соблюден правила ввоза испытательных образцов |
16.2 |
От половины до двукратной стоимости изделий, выступающих в роли предмета админнарушения |
80 |
Неправильная или недостаточная маркировка |
15.12 14.43 14.46 14.46.1 14.46.2 |
50-300 100-300 100-300 100-300 20-500 |
55 |
Неправильная классификация продукции и присвоение ТР ВЭД |
14.44 ч.1 14.44 ч.2 |
100-300 300-500 |
57 24
|
На этикетке нет информации об оценке соответствия |
14.45 |
100-300 |
38 |
Использование знака обращения ЕАС при отсутствии сертификата или декларации |
14.46.1 |
100-300 |
32 |
Нет специальной маркировки на товарах с ГМО |
14.46.1 |
100-300 |
15 |
Игнорирование требований контролирующих органов после проверки |
14.46.2 |
30-100 |
5 |
Игнорирование требований контролирующих органов после проверки и остановки деятельности компании |
14.46.2 ч.4 |
100-500 |
5 |
Прежнее в случае повторного нарушения |
14.46.2 ч.4 |
До 1 млн руб. с конфискацией и ограничением деятельности на 3 мес. |
5 |
Отсутствие лицензии на ввоз подконтрольных товаров в РФ |
16.2 16.3 |
50-300 |
15 |
Применение шифровальных и криптографических средств связи без нотификации |
13.6.1 |
60-300 |
8 |
Отсутствие сертификата или декларации связи |
13.6.2 |
60-150 |
5 |
Применение средств защиты информации без сертификата |
13.12.2 |
20-25 |
10 |
Нарушение порядка оказания лицензируемых услуг в области защиты гостайны |
13.12.3 |
20-25 |
10 |
к ответственности могут привлекаться юридические лица, оказывающие услуги по оценке соответствия. Так, нарушения правил проведения сертификационной процедуры предусмотрено ст. 14.47, а выдача недостоверных результатов – в ст. 14.48 КоАП.
Некоторые виды нарушений преследуются в рамках уголовного законодательства. Так, взятка должностному лицу (ст. 291 УК) влечет штраф в размере до 500 тыс. руб или лишение свободы с ограничением права на занятие определённой деятельность в течение 7 лет, а производство или продажа устройств и технических средств для слежки – штраф до 200 тыс. руб. или лишение свободы с ограничением права на ведение определенной деятельности в течение 3 лет.
Помимо того, что взыскание штрафов влечет экономические затраты для компаний, фиксация нарушений контролирующими органами неизменно влечет и ухудшение имиджа, деловой репутации.
Штрафы и прочие меры административного взыскания за недостоверную сертификацию или декларирование могут налагаться контролирующими инстанциями по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, о чем составляется акт.
Результаты таких проверок могут обжаловаться организациями, что требует, однако, больших усилий и не всегда с имеются гарантии положительного результата.
Для исключения таких неприятностей с законом необходимо строго соблюдать законодательство в области оценки соответствия и своевременно оформить все требуемые документы.
В этом вам могут помочь специалисты центра «Делотест»! Оставьте онлайн заявку на сайте и получите бесплатную консультацию по интересующим вопросам!