Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» установлена необходимость внедрения системы менеджмента безопасности продуктов питания (СМБПП) в каждой компании, что занимается производством продовольствия. При этом в тексте регламента указывается, что такая СМБПП должна быть организована на базе принципов ХАССП.
Рекомендации по разработке и внедрению указанной модели управления с учетом положений HACCP содержатся в международном стандарте ISO 22000 и его российском аналоге — ГОСТ Р ИСО 22000.
Цели внедрения системы менеджмента безопасности продовольственных товаров
Выстроить и эффективно использовать такую СМБПП должны любые предприятия, производственная деятельность которых связана с продуктами питания.
Пекарня — это организация с наличием производственного цикла. Поэтому принципы ХАССП для пекарни любой формы собственности и организационной структуры являются обязательными.
Их использование в работе компании позволяет:
- улучшить контроль качества и безопасности продукции на каждом этапе производственного цикла;
- сократить количество брака;
- оптимизировать логистику;
- проходить проверки контролирующих инстанций;
- выявить и минимизировать нецелевые затраты;
- повысить ответственность, мотивированность и вовлеченность персонала в развитие СМБПП.
Законодательная база для создания системы ХАССП
- Техрегламент ТР ТС 021/2011.
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
- МР 5.1.0098-14.
- ФЗ № 29.
- ГОСТ Р ИСО 22000;
- Иные нормативные документы.
Чем грозит несоблюдение требований законодательства?
Если Роспотребнадзор – главная государственная инстанция, которая отвечает за санитарную безопасность, обнаружит отсутствие ХАССП в пекарне, то предприятию грозит ответственность по КоАП РФ и штрафные санкции согласно ст. 14.43.
Базовые положения ХАССП
- Оценка рисков на всех этапах производственного процесса.
- Выявление ККТ – критических контрольных точек (чаще всего это делается с помощью дерева принятия решения).
- Определение максимальных значений для ККТ (их превышение повышает риск изготовления некачественной продукции).
- Создание системы отслеживания/мониторинга по каждой выявленной точке (помогает контролировать производство выпечки).
- Разработка инструкций и корректирующих мероприятий для восстановления значений ККТ до нужного уровня.
- Обучение персонала.
- Составления плана проверки эффективности выстроенной системы.
- Разработка документации ХАССП.
С учетом перечисленных принципов разрабатывается система менеджмента, которая внедряется в работу предприятия и контролирует каждый этап производства выпечки. Чтобы доказать эффективность выстроенной модели управления реализуют независимую оценку и получают документальное подтверждение.
Преимущества добровольной сертификации
Важно! Предприниматели ошибочно путают законодательные требования относительно внедрения и оценки СМБПП. Техрегламент предусматривает обязательность разработки и интеграции в производство принципов HACCP. Однако не обязывает проводить сертификацию.
Оценка соответствия проводится исключительно в добровольном порядке, чтобы документально подтвердить наличие сертифицированной системы менеджмента, основанной на базе положений ХАССП, и повысить конкурентоспособности компании на рынке.
Наличие сертификата соответствия ГОСТ Р ИСО 22000 гарантирует потенциальным потребителям, контрагентам, акционерам и инвесторам, что в компании эффективно функционирует СМБПП, основанная на принципах HACCP. Информирование потребителя об этом осуществляется при помощи специальной отметки на этикетке готового продукта.
Порядок проведения независимой оценки
Проверочные мероприятия проходит состоят из следующих этапов:
- обращение заявителя в аккредитованный орган по сертификации;
- консультация, формирование перечня требуемых документов;
- аудит действующей СМБПП;
- выезд эксперта на предприятие (при необходимости);
- оформление и выдача сертификата (при положительном заключении о выявленном соответствии заданным требованиям).
Максимальный период, на который выдается добровольный сертификат, составляет 3 года. По истечении этого времени сертификация проводится повторно и в полном объеме, так как пролонгация не предусмотрена.
В документе указываются основные сведения о заявителе, объекте оценки, перечень нормативов, соответствие которым подтверждено, срок действия, данные об аккредитованном органе. Вместе с сертификатом предприниматель получает документацию на сотрудников-аудиторов и разрешение на применение знака соответствия, если он предусмотрен выбранной системой оценки.
Подробнее о разработке и сертификации программы ХАССП для пекарни уточняйте у специалистов центра «ДЕЛОТЕСТ». Консультации бесплатные.