Топливо — это горючее вещество, выделяющее энергию. Используется в технических целях. Бывает твердым (торф, древесина, уголь), газообразным и жидким (нефть и нефтепродукты).
К нефтепродуктам относится бензин, дизельное, судовое топливо.
От качества бензина или диз.топлива зависит состояние двигателя (плохое качество приводит к необходимости ремонта или замены двигателя), безопасная эксплуатация транспортного средства. Для контроля данного показателя проводится декларирование продукции – обязательная процедура перед выпуском товаров в обращение на рынок ЕАЭС. Она заключается в проведении лабораторных исследований, во время которых проверяется соответствие заявленных предпринимателем характеристик нормативным значениям, указанным в ТР ТС 013/2011 и профильных стандартах к нему.
Сертификат соответствия на топливо по ТР ТС не оформляется – документ можно получить только в добровольном порядке.
Помните! За отсутствие декларации предприниматели привлекаются к ответственности по КоАП РФ.
Избежать штрафов и других последствий, неблагоприятных для бизнеса, поможет своевременное оформление разрешительной документации – для этого можно воспользоваться услугами центра сертификации и стандартизации в Москве «ДЕЛОТЕСТ».
Нормы безопасности, установленные в ТР ТС
Под действие ТР ТС 013/2011 не попадает топливо, предназначенное для буровых установок, нефтяной промышленности, а также поставляемое по оборонному гос. заказу.
Требования безопасности, показатели, которые проверяются во время испытаний, зависят от вида продукции (см. таблицу).
Вид топлива |
Оцениваемые показатели |
Автомобильный бензин |
Детонационная стойкость Показатели пусковых свойств (ДНП) летом и зимой Процентное содержание в составе Mn, Fe, Pb Объем монометиланилина и оксигенатов |
Дизтопливо |
Процентное содержание серы, ПАУ, МЭЖК t °С вспышки для всех видов дизтоплива (используемого летом, зимой, в межсезонье и арктического) Фракционный состав Воспламеняемость (для летнего и зимнего дизтоплива) Смазывающая способность Предельно допустимая t °С фильтруемости для всех видов дизтоплива |
Мазут |
Процентное содержание серы, сероводорода для флотского и топочного мазута t °С вспышки Фракционный состав |
Топливо для реакт. двигателей |
t °С, при которой продукт начинает кристаллизоваться и замерзать t °С вспышки Отношение динамической вязкости к плотности жидкости при разных t °С Отсутствие воды и мех. примесей Фракционный состав Высота пламени, которая достигается при сжигании топлива до появления дыма Процентное содержание серы, смол, ароматических углеводородов Способность к термоокислению Перепады давления на фильтрующем элементе Удельная электропроводимость Цвет отложений, образующихся на трубке |
Авиационный бензин |
Детонационная стойкость Сортность, цвет Процентное содержание воды, смол, серы, мех. примесей Фракционный состав t °С , при которой продукт начинает кристаллизоваться Показатель пусковых свойств (ДНП) Остаток и потери от разгонки |
Судовое топливо |
Процентное содержание серы t °С вспышки |
Нормативные значения для показателей, перечисленных в таблице, указаны в ТР ТС.
Результаты исследований отображаются в протоколах. Документ является основанием для регистрации декларации.
Особенности декларирования топлива
Оценка соответствия по ТР ТС 013/2011 осуществляется по нескольким схемам, указанным в таблице:
Схемы |
Форма выпуска |
Особенности схемы декларирования |
Срок действия ДС |
3д |
Серийный выпуск |
Лабораторные исследования, анализ состояния производства (АСП) |
Не более 3 лет |
6д |
Лабораторные исследования, анализ состояния производства (АСП), получение сертификата СМК ИСО 9001 |
Не более 5 лет |
|
4д |
Поставки партии |
Только исследования в лаборатории |
В течение срока хранения продукта (но не более 3 лет) |
2д, 4д |
Опытно-промышленные партии (продукция, изготавливаемая по тех. заданию, ГОСТу, ТУ для принятия решения о целесообразности дальнейшего ее серийного производства) |
Только испытания |
Для целей декларирования заявитель выбирает подходящую схему, подготавливает доказательственную базу, в которую входят:
- заявление;
- сканы ОГРН, ИНН;
- данные об изготовителе;
- стандарты и иная тех. документация;
- протоколы испытаний;
- сертификат СМК (при наличии) и т.д.
Важно! Каждая партия топлива перед выпуском на рынок должна сопровождаться не только декларацией, но и паспортом качества, в котором содержатся следующие сведения:
- название, марка;
- данные о производителе / импортере (наименование, местонахождение и др.);
- сведения о документе, содержащем нормативы к топливу поставляемой марки;
- характеристики топлива;
- сведения об отсутствии / содержании присадок в составе;
- данные о декларации ТР ТС 013;
- номер, дата выдачи паспорта, Ф.И.О. лица, составившего и подписавшего документ.
Добровольная сертификация топлива
После обязательных процедур оценки соответствия по ТР ТС дополнительно можно проверить качество топлива по ГОСТ или ТУ. Для этого проводятся исследования в лаборатории, по результатам которых предприниматель получает добровольный сертификат соответствия (на дизельное топливо, мазут и т.д.).
Добровольная сертификация дает преимущества:
- при участии в тендерах;
- в процессе торговли (укрепляет доверие потребителя, создает положительный имидж);
- при проверках надзорных органов.
Кроме получения добровольного сертификата на дизельное топливо или бензин, изготовитель может сертифицировать на производстве СМК согласно положениям стандартов ГОСТ Р ИСО. Это поможет контролировать качество продукции на всех этапах производственного цикла.
Оценка соответствия – процесс трудоемкий. Чтобы избежать ошибок и излишних затрат, воспользуйтесь услугами специалистов центра сертификации «ДЕЛОТЕСТ». Консультации бесплатны – обращайтесь!