Рельсы – это стальные балки, укладываемые на шпалах для образования пути для перемещения железнодорожного транспорта. Кроме магистральных железнодорожных путей рельсы используются в шахтах, карьерах, на городских железных дорогах, трамвайных путях, в метрополитенах, для перемещения кранового оборудования. Рельсы направляют движение колес, воспринимают и далее передают давление от колёс на элементы строения пути.
Рельсы для железнодорожного транспорта производят из углеродистой стали. Качество стали для данной продукции определяется химическим составом, макро и микроструктурой материала.
Рельсы делятся на следующие виды: термообработанные рельсы и термонеобработанные. Термообработанные рельсы используются для ремонта и строительства и ремонта железнодорожных магистралей. Нетермообработанные рельсы используются для комплектования стрелочных переводов, в метрополитенах, на железнодорожных путях местного пользования.
Несмотря на важность для безопасности такой продукции как рельсы, они не подлежат обязательной сертификации в государственной системе оценки соответствия ГОСТ Р, т.к. не включены в ПП № 982 от 01.12.2009 г. До вступления в действие соответствующего Технического регламента оформление сертификата на рельсы требовалось в обязательном порядке в системе ГОСТ Р. Не требуется в настоящее время обязательного единого сертификата на рельсы по законодательству Таможенного Союза. Рельсы не указаны в решении КТС № 620 от 07.04.2011 г.
Обязательные сертификаты на рельсы
Оформляются в регистре сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РС ФЖТ). Центральным органом данной обязательной государственной системы сертификации является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Документом, регламентирующим оформление сертификата на рельсы, является Технический регламент «О безопасности железнодорожного транспорта», который был принят к действию на базе ПП РФ № 525 от 15 июля 2010 года.
Оформляется отдельный сертификат на каждый тип и категорию качества данной продукции одного и того же производителя. Производится данная продукция на основе ГОСТ Р 51685-2000. Только соответствие данному российскому стандарту может подтверждать безопасность рельсов для российских пассажиров или для пользования в производственных целях. Не только обязательный стандарт, но также и конкретный номер чертежа указывается в обязательном сертификате на рельсы.
Перед процедурой сертификации партия рельсов проходит обязательные полигонные испытания, как правило, на экспериментальных направлениях Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта. Только при наличии положительных результатов измерений и испытаний может быть оформлен сертификат на рельсы.
Срок действия сертификата на рельсы на соответствие требованиям Технического регламента зависит от схемы сертификации, которая была выбрана для конкретной партии продукции или серийного производства. Если оформляется сертификат на рельсы по схеме серийного производства, то сроки действия данного разрешительного документа могут составить один год, три года или пять лет. Если сертификации подвергается конкретная партия рельсов, то документ оформляется на срок, равный эксплуатационному сроку данной продукции. Но этот разрешительный документ действует исключительно на данную партию рельсов.
Добровольные сертификаты на рельсы
Могут быть оформлены в любой добровольной системе сертификации, которая включает данный вид проката в качестве объектов подтверждения соответствия.
Добровольные сертификаты на рельсы подтверждают соответствие продукции требованиям российского стандарта по следующим показателям:
- геометрическим размерам,
- по механическим свойствам,
- химическому составу;
- требованиям норм безопасности железнодорожного транспорта.
Действие сертификата на рельсы на серийное производство, как правило, оформляется сроком на три года. После окончания действия разрешительного документа процедура подтверждения соответствия повторяется вновь.
Часто производители рельсов и других прокатных видов продукции для нужд железной дороги обращаются в такую авторитетную систему оценки соответствия, как система добровольной сертификации объединения производителей железнодорожной техники.
В данной системе в качестве стандарта, на основе которого производится выпуск рельсов могут быть заявлены стандарты серии ЕN и проводиться оценка соответствия уже к адаптированным требованиям.
Добровольная система сертификации имеет преимущество перед обязательной в том плане, что заявитель имеет право указать в качестве нормативного документа не только российский стандарт, но также Технические условия. Если на основе данного стандарта предприятия происходит выпуск продукции. В этом случае будет проводиться проверка не только показателей, которые установлены для обязательного контроля органом сертификации, но также такие характеристики, которые сам производитель считает важными и выгодными с точки зрения конкурентоспособности своей продукции на российском рынке аналогичных товаров.
Так добавление хрома при производстве рельсов способствует улучшению следующих качественных характеристик:
- долговечность;
- износостойкость;
- сопротивляемость хрупкому излому;
- усталостная прочность рельсов.
Именно такие свойства требуются для метрополитенов с учетом коротких интервалов движения поездов и высокой грузонапряженности.
Добровольные сертификаты качества на системы менеджмента качества (СМК) предприятия являются в настоящее время обязательными для производителей рельсов. Причем крупные изготовители данного вида проката имеют не по одному, а несколько различных видов сертификации, как российского образца, так и полученные в различных международных системах оценки соответствия на подтверждение соответствия СМК международным стандартам серии ИСО 9001.