
Ламинат сегодня является одним из самых популярных и востребованных напольных покрытий. Это обусловлено его эстетичностью и относительной простотой укладки.
В связи с тем, что производится он из пластика, требуется обязательное проведение оценки пожарной безопасности покрытия в рамках российского законодательства. Также предприниматели могут по собственной инициативе после пожарной сертификации оформить добровольное экспертное заключение, сертификат на систему менеджмента качества либо дополнительно исследовать характеристики продукции по потребительским свойствам в рамках ГОСТ.
Пожарный сертификат
Сертификат соответствия пожарной безопасности является обязательным для оформления в отношении товаров, указанных в Распоряжении Правительства РФ №3646-р от 29.12.2020 г. Ранее перечень таких изделий, подлежащих обязательной пожарной сертификации, был регламентирован нормами ПП РФ №241, но после вступления в силу ТР ЕАЭС 043/2017 часть продукции, в том числе средства обеспечения пожаробезопасности, «перешла» в регламент, а на оставшиеся товары было утверждено Распоряжение 3646-р.
Сертификат пожарной безопасности является подтверждением того факта, что типовые образцы ламината прошли лабораторные испытания на соответствие требованиям законодательства. Документ оформляется органами по сертификации (ОС), у которых есть аккредитация.
Сертификат (СС) выдается на специальном бланке строгой отчетности и подлежит обязательной регистрации в реестре. В документе должна содержаться информация о заявителе, ОС, исследуемой продукции, объекте оценки, использованной схеме, стандартах, соответствие которым устанавливается, основаниях для выдачи, сроке действия.
Максимальный срок действия СС на серию составляет 3 года.
Ответственность предпринимателей
Отсутствие обязательных документов, подтверждающих соответствие продукции тем или иным законодательно установленным требованиям, является административным правонарушением. Согласно главе 14 КоАП за это предусмотрены штрафы в размере до 600 тыс. руб. в отношении юридических лиц, изъятие товаров из обращения, ограничение деятельности предпринимателя на срок до 90 суток.
Основные этапы оформления
Сертификационный процесс состоит из следующих этапов:
- подача предпринимателем письменного заявления;
- рассмотрение заявки и принятие по ней решения;
- проведения анализа состояния производства (при оценке товаров, выпускаемых серийно);
- отбор образцов для проведения исследований;
- лабораторная экспертиза;
- формирование протокола испытаний;
- принятие решения о возможности выдачи сертификата либо оформление мотивированного отказа;
- выдача сертификата, его регистрация в реестре Росаккредитации и передача заявителю.
Маркировка ламината обязательным знаком соответствия является обязательной и проводится заявителем самостоятельно.
Получение СС не является окончанием сертификационной продукции, если оценка проводилась для серийного производства. В таком случае ежегодно в течение срока действия сертификата экспертами органа проводится инспекционный контроль (ИК) с целью подтверждения неизменности условий производства / технологии / техдокументации.
Особенности проведения испытаний
В рамках проверки пожаробезопасности образцы товаров испытываются сугубо по показателям пожарной безопасности. К основным из них можно отнести:
- огнестойкость;
- горючесть;
- воспламеняемость;
- коэффициент дымообразования;
- токсичность продуктов горения;
- скорость распространения огня по поверхности.
Все испытания проводятся согласно требованиям профильных государственных стандартов.
Перечень необходимых документов
Для обращения к специалистам с целью оформления СС заявителю следует подготовить следующий комплект документов:
- письменное заявление;
- скан ИНН;
- скан ОГРН;
- описание товаров в свободной форме;
- эксплуатационную и сопроводительную документацию – паспорт, инструкции, руководства;
- для импортируемых изделий – внешнеэкономический контракт, договор уполномоченного представителя, инвойс.
В зависимости от особенностей продукции и специфики производства/условий поставки могут дополнительно потребоваться и другие сведения, точный перечень которых определит специалист на первичной консультации.
Цели проведения добровольной сертификации
После оформления обязательных документов предприниматели могут по собственной инициативе пройти процедуру добровольной оценки качества ламината в рамках российского законодательства в любой из официально зарегистрированных СДС.
Основным преимуществом проведения добровольной сертификации является возможность самостоятельно выбрать перечень критериев, характеристик, показателей, которые будут проверяться. Так, например, в рамках добровольной сертификации в лаборатории могут проводиться испытания на предмет соответствия:
- габаритных размеров элементов, отклонений;
- зазоров между элементами;
- различий по высоте;
- покоробленности по длине;
- прямоугольности;
- удельного сопротивления отрыву покрытия;
- износостойкости;
- разбухания по толщине в сутки;
- устойчивости к пятнообразованию;
- сигаретостойкости.
Также в число документов, подтверждающих качество и безопасность ламината, входит добровольный сертификат на действующую систему менеджмента качества (при ее наличии на предприятии). Документ свидетельствует, что внедренная на производстве СМК организована в соответствии с рекомендациями профильных стандартов серии ГОСТ Р ИСО.
Наличие документального подтверждения качества и безопасности продукции предоставляет компаниям весомые конкурентные преимущества, выражающиеся в:
- росте потребительского доверия и спроса;
- росте инвестиционной привлекательности;
- росте шансов на получение госзаказа в результате победы в электронном аукционе;
- росте деловой репутации;
- росте узнаваемости бренда;
- росте эффективности маркетинговых кампаний;
- росте капитализации бизнеса.
Более подробную информацию о сертификации ламината и других видов напольного покрытия можно получить в «ДЕЛОТЕСТ». Консультации предоставляются бесплатно!