Автомобильный транспорт как средство повышенной опасности требует проведения обязательного контроля качества и безопасности перед выпуском в обращение. В связи с этим в отношении колесных транспортных средств действует специальный технический регламент – ТР ТС 018/2011, которым устанавливаются требования ко всем подконтрольным транспортным средствам, их деталям, запчастям, порядку проведения процедур обязательной оценки соответствия.
Виды разрешительных документов
Для законного производства, импорта и продажи автомобилей на территории стран-участниц ЕАЭС предусмотрена необходимость оформления следующих документов:
- одобрения типа транспортного средства (ОТТС);
- одобрения типа шасси (ОТШ);
- свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).
Первый вид документа – ОТТС, требуется для всех автомобилей, впервые выпускаемых в продажу или ввозимых на территорию России, Белоруссии, Казахстана и других союзных государств. Так, например, если вы хотите привезти какой-то новый автомобиль, работающий на биотопливе из Японии, который ранее не ввозился в ЕАЭС, то требуется оформление ОТТС. Оформлением этого документа, как правило, организованно занимаются дилеры.
СБКТС нужно получить на любой вид авто, бывший в употреблении на территории стран-членов ЕАЭС или за его пределами, который подлежит переоформлению. То есть Свидетельство следует получать и физическим лицам при желании ввезти авто из-за границы для личного пользования. Отсутствие СБКТС, в случаях, когда его наличие предусмотрено требованиями ТР ТС 018/2011, делает невозможным оформление ПТС и постановку транспортного средства на учет в ГИБДД.
Оформлять СБКТС не нужно на спорткары, авто со сроком службы более 30 лет, развивающие скорость до 25 км/ч, транзитом перемещаемый через страны ЕАЭС, авто предназначено для дипкорпуса.
ОТШ – это разрешительный документ, дающий право производства и ввоза на территорию Союза шасси транспортных средств.
Действие технического регламента 018/2011 распространяется практически на виды транспортных средств – автомобили легковые и грузовики, автобусы, прицепы, мотоциклы и другие виды ТС, а также их детали, узлы и запчасти. Полный перечень подконтрольных тех.регламенту изделий указан в Приложении №1. Всего же документ насчитывает 19 приложений, в которых установлены требования к объектам обязательной оценки, порядку ее проведения.
Сертификация автомобильных деталей
Анализ приложений к ТР ТС 018/2011 позволяет выделить группы компонентов транспортных средств, в отношении которых обязательным является проведение процедур оценки соответствия в форме сертификации или декларирования. Перечень таких товаров указан во втором разделе (таблица 4) Приложения №1. Это:
- автомобильные шины, покрышки, колеса;
- газодизирующие, теплообменные, газосмесительные устройства систем питания автомобиля нефтяным, природным углеводородным газом, диметиловым эфиром, а также шланги, фильтры, э/м клапаны, управляющие блоки для функционирования указанных систем;
- каталитические нейтрализаторы;
- элементы тормозной системы и системы рулевого управления;
- светооптические приборы;
- топливные баки, шланги, горловины;
- компрессоры;
- сидения;
- элементы активной системы безопасности – ремни, подушки, стекла, подголовники, бустеры для детей и пр.
Порядок проведения сертификации и декларирования по ТР ТС 018/2011
Оценка соответствия предусматривает обязательное проведение испытаний образцов изделий в аккредитованных лабораториях, где в искусственных условиях объекты проверяются на соответствие требованиям профильных стандартов.
Сертификацию автомобильных деталей могут проводить только органы, имеющие для этого необходимую аккредитацию. Для этого заявитель должен предоставить заявку и комплект документов. Далее специалистами проводится АСП (для серии) и отбираются образцы для испытаний.
На основании протокола испытаний и (или) акта анализа состояния производства специалистами принимается решение о возможности оформления сертификата.
Документ подлежит обязательной регистрации в реестре Федеральной службы по аккредитации, действует на всей территории ЕАЭС в течение установленного срока (до 5 лет на серийный выпуск).
Отсутствие сертификата или декларации влечет наступление административной ответственности и делает невозможным законное ведение бизнеса.
Сертификация автомобильных услуг
При необходимости отремонтировать автомобиль каждый автовладелец хочет найти самого лучшего мастера, так как качество предоставляемых услуг также существенно влияет на безопасность эксплуатации авто в дальнейшем.
Согласно требованиям действующего законодательства обязательная сертификация услуг по ремонту автомобилей не требуется. В законодательстве ЕАЭС вообще отсутствуют требования об обязательной оценке качества услуг. Однако, владельцы российских СТО могут получить сертификат на свои услуги в добровольной форме в одной из официально зарегистрированных в РФ систем добровольной сертификации.
При оценке соответствия услуг лабораторные испытания не проводятся, и вся процедура сводится к документальному анализу качества сервиса и выезду эксперта на предприятие (при необходимости).
Сертификация ремонта автомобиля проводится по косвенным признакам:
- наличие всех необходимых разрешений на ведение деятельности, на используемые комплектующие и расходные материалы;
- состояние оборудования, наличие сертификатов и деклараций на машины и механизмы, степень износа техники, соблюдение графика плановых профилактических осмотров;
- анализ отзывов клиентов, благодарственных писем, жалоб;
- отсутствие судебных производств;
- эффективность применения в компании систем управления качеством (СМК) и пр.
Добровольный сертификат действителен только в России. Срок его действия ограничивается тремя годами. Несмотря на добровольную форму, документ, как и при обязательной сертификации, запчастей оформляется на типографском бланке. Ответственность за достоверность указанной в нем информации несет заявитель и орган, выдающий сертификат.
Наличие добровольного сертификата выделяет компанию среди конкурентов, что способствует:
- росту доверия со стороны потенциальных клиентов;
- расширению клиентской базы;
- росту узнаваемости компании;
- улучшению инвестиционного климата;
- повышению шансов на победу в гос.тендерах;
- перспективам получения дилерских полномочий и пр.
В среднем при стандартных условиях и достаточном комплекте представленных документов весь процесс занимает от 3-х рабочих дней.
Для получения подробной информации обо всех нюансах сертификации автомобилей и автомобильных услуг обращайтесь в «ДЕЛОТЕСТ». Консультации предоставляются бесплатно!