Для успешного прохождения таможенного оформления транспортного средства требуется предварительное оформление некоторых обязательных разрешений. В частности, одним из документов является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Необходимость его получения указана в ТР ТС 018/2011, который начала действовать еще в 2015 году.
Регламент устанавливает требования безопасности к порядку эксплуатации автотранспорта, содержит перечень подконтрольных объектов, определяет формы проведения оценочных мероприятий.
Примечательно, что перечень изделий, на которые требуется СБКТС, расширялся постепенно. Изначально свидетельство необходимо было только на грузовой транспорт, в том числе для пассажироперевозок. Потом в перечень внесли прицепы и только после этого добавили легковые автомобили.
По состоянию на сегодняшний день СБКТС нужно оформить на:
- автомобили, импортируемые в любую из стран ЕАЭС;
- отечественные авто, если при производстве в них вносились изменения конструкции до регистрации;
- сборные автомобили из сборочных комплектов, на которые имеются права собственности;
- собранные автомобили вручную;
- транспортные средства, изготовленные по индивидуальному заказу;
- автотранспорт категории М2 и М3, на которых осуществляется перевозка пассажиров;
- транспорт всех категорий N, т.е. все грузовики, включая машины массой свыше и менее 3.5 т;
- мотоциклы, мопеды, скутеры и прочие объекты категории L;
- прицепы и прочие прицепные конструкции из категории О;
- любые детали, запчасти, узлы и комплекты, которые оказывают влияние на безопасность.
Таким образом, практически на любой вид колесных транспортных средств при ввозе в ЕАЭС необходимо иметь СБКТС. Документ свидетельствует о том, что транспорт безопасен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Не требуется получение свидетельства о безопасной конструкции в следующих случаях:
- транспорт не предназначен для участия в дорожном движении по дорогам общего пользования;
- максимальная скорость, предусмотренная конструкцией ТС, не превышает 25 км/ч;
- осуществляется транзитный ввоз автомобиля в ЕАЭС (на срок не более 6 мес.);
- если это автомобили дипмиссий, консульств, международных организаций;
- если авто старше 30 лет;
- автомобиль не новый – уже был в использовании.
Условия оформления СБКТС
Согласно ТР ТС 018 документ выдается на специальном бланке, в котором помимо базовых сведений и технических характеристик авто должен быть указан экокласс.
С 2019 года СБКТС можно получить только на авто, экокласс которых не ниже 5.
Если автомобиль изначально имел другой класс экологической безопасности, то перед его ввозом в ЕАЭС следует переоборудовать двигатель для достижения необходимых показателей по выбросам углекислого газа в атмосферу.
Благодаря изменению формы документа пропала необходимость оформления евро-сертификатов – в данный момент они не выдаются.
СБКТС не может выдаваться на партию машин. Свидетельство выдается на конкретный отдельно взятый автомобиль. Заявителем может быть непосредственно производитель, его официальный представитель (поставщик), физическое лицо (гражданин), перевозящее транспортное средство для личного пользования.
С 2017 года СБКТС нельзя оформить на автомобили, не укомплектованные кнопкой экстренного вызова аварийных службы в комплексе системы ЭРА-Глонасс.
Порядок получения СБКТС
Заявитель для оформления документа должен обратиться к специалистам.
Комплект документов, который необходимо предоставить:
- заявление;
- удостоверение водителя;
- паспорт гражданина одной из стран ЕАЭС;
- технический паспорт на ТС;
- фотография автомобиля;
- ОТТС;
- документ, подтверждающий внесение изменений в конструкцию двигателя для повышения его экологического класса (при наличии);
- документ, подтверждающий приобретение автомобильного комплекса ЭРА-Глонасс.
ОТТС – также одно из обязательных разрешений. Чаще всего данный документ оформляют официальные дилеры. Подробнее прочитать об ОТТС можно в ТР ТС 018/2011.
После документального анализа авто исследуется на предмет безопасности для оформления СБКТС. Для этих целей проводят техническую экспертизу и/или испытания в лаборатории.
Тех.экспертиза представляет собой комплекс диагностических мероприятий при которых проводится оценка фактического состояния транспортного средства, наличие дефектов, степень их влияния на показатели безопасности. Все полученные в ходе экспертизы значения должны соответствовать показателям нормируемым Приложением №4 к ТР ТС 018/2011.
Все свидетельства подлежат обязательной регистрации в реестре. Это позволяет сократить количество фальсификаций.
Что указывается в СБКТС?
Форма бланка установлена Решением Коллегии ЕЭК №232 от 9 декабря 2014 г. – используется во всех странах ЕАЭС.
В соответствующих полях документа должны быть указаны следующие данные:
- уникальный регистрационный номер самого бланка;
- информация и реквизиты испытательного центра, проводившего испытания;
- название КТС;
- его тип, марка, модель;
- сведения о шасси;
- номера-идентификаторы;
- год производства;
- экологический класс;
- категория авто;
- количество дверей и тип кузова;
- для транспортных средств, отнесенных к категории М1, дополнительно заполняется строка с указанием количества мест спереди и сзади;
- сведения о собственнике;
- данные о производителе.
Свидетельство оформляется один раз и действует бессрочно во всех странах ЕАЭС.
В среднем процедура оформления документа занимает до 2-3 недель.
Без СБКТС запрещено эксплуатировать транспортное средство на дорогах общего пользования, ввозить его на территорию стран-членов ЕАЭС, сдавать в аренду, ставить или снимать с учета.
Игнорирование требований законодательства по оформлению свидетельства влечет наступление административной ответственности по КоАП РФ.
Информацию о порядке оформления СБКТС можно узнать у специалистов «ДЕЛОТЕСТ». Консультации бесплатны!