Стандарт организации (СТО) – это внутренний нормативный документ, который разрабатывается в добровольном порядке и регламентирует деятельность предприятия. Его составление и использование позволяет улучшить качество, конкурентоспособность изготавливаемой продукции, оптимизировать производственные процессы, выстроить эффективные бизнес-процессы.
У организации для разработки СТО в штате должны присутствовать сотрудники, обладающие определёнными навыками и знаниями. Ошибки, допущенные в процессе составления норматива, приводят к снижению производительности, ухудшению качества выпускаемой продукции. Специалисты центра «Делотест» имеют многолетний опыт в области оформления технической документации. Поэтому при необходимости окажут профессиональное содействие в ее составлении в кратчайшие сроки.
Разработка и внедрение стандартов организации: правила и особенности
При составлении нормативного документа необходимо опираться на положения ГОСТ Р 1.5 – 2015. В нем обозначены правила для его оформления, изложения, построения и обозначения. Он должен соблюдаться в полном объеме. В противном случае документация будет признана не соответствующей. Кроме того учитываются профильные стандарты на изделия, услуги, производственные процессы и т.п. Перед составлением документа руководство организации утверждает техническое задание, в котором индивидуально определяется порядок разработки стандарта организаций, его утверждение. Готовый проект СТО подвергается ряду экспертиз. Ее проводят специалисты из штата фирмы, разработавшей норматив, или сторонние центры, специализирующиеся на этом. При наличии заинтересованных лиц (заказчиков, структурных подразделений компании) проект рекомендуется согласовывать с ними. Утвержденным стандартом, компания вправе распоряжаться на свое усмотрение, то есть использовать, вносить изменения, отменять, распространять или даже уничтожать.
Важно: разработанная техдокументация не должна противоречить существующим стандартам, нормативно-правовым актам РФ и ЕАЭС.
Объектами стандартизации могут выступать:
- товары, отдельные детали, комплектующие;
- предоставляемые услуги;
- управленческие, производственные процессы;
- технологическое оснащение;
- методы испытаний, проектирования, контроля;
- структура организации
- сырьё, материалы и т. д.
Применение СТО не ограничивается только предприятием, для которого он принят как внутренний документ. Если в сопроводительной документации или договоре с контрагентом отражено соблюдение стандартизированных требований другими субъектами, то они также подлежат исполнению.
Инициатором разработки и внедрения стандартов организаций может выступать непосредственно фирма-изготовитель, и заказчик, специализирующийся на реализации, по требованию которого ведется производство.
Разработку данной документации заказывают различные компании, среди них также общественные и саморегулируемые организации, различные объединения, союзы, ассоциации.
Требования к разработке СТО
Законодательно утверждённой формы документа не существует. Предприятие самостоятельно определяет его структуру и содержание в зависимости от производимых работ, выпускаемого товара, иных условий, основываясь на ГОСТ Р 1.5. Разделы могут включать используемую терминологию, общетехнические нормы, область применения, требования к процессам производства и т.д.
Срок его действия утверждает руководство компании (обычно он является бессрочным).
Чтобы оформить необходимый норматив с учетом требований к разработке СТО, специфики продукции или выполняемых работ, обращайтесь за помощью к специалистам центра «Делотест».
Что необходимо для составления документации
Точный список данных, необходимых для формирования стандарта, укажет специалист, принимая во внимание цели процедуры и объект стандартизации. Обычно для формирования СТО на отдельный вид товара требуется:
- ФИО руководителя, код ОКПО компании;
- наименование продукта, услуги;
- подробное тех. описание продукции с указанием технических сведений, особенностей процесса производства;
- сведения об условия хранения, транспортировки, эксплуатации;
- информацию о методах контроля качества, приёмки готовых изделий;
- гарантийные сроки;
- иное по запросу.
Обращайтесь к менеджерам центра «Делотест», чтобы точно выяснить, какие сведения необходимы для формирования норматива.
Этапы разработки СТО
Процедура разработки стандартов организации осуществляется в следующем порядке:
- Подаётся заявка на выполнение работы.
- Специалисты определяют цели процедуры, планируют разработку и введение СТО на предприятии.
- Осуществляется изучение, обследование объекта стандартизации.
- Составляется проект документа, который обсуждается с заинтересованными лицами, представителями предприятия-заказчика. При необходимости проводят экспертизу проекта, уточняют, согласовывают детали, вносят корректировки.
- Производится финальное согласование проекта.
- Специалисты оформляют утверждённый СТО, передают готовый документ заказчику.
На заключительном этапе он подписывается руководителем компании, внедряется в деятельность организации. Для предприятий пищевой промышленности рекомендуется согласовывать СТО с контролирующими структурами во избежание вопросов с их стороны.
Для чего нужна стандартизация
Она позволяет фирмам получить следующие выгоды:
- При стандартизации производственных процессов. Сужение допустимого разброса производственных показателей приводит к снижению затрат на исправление, корректировку результатов деятельности (товаров или услуг). Синхронизация работы смежных подразделений помогает избежать простоев. Сведение к минимуму влияние «человеческого фактора» в стандартных производственных операциях также позволяет снизить расходы.
- При стандартизации процессов менеджмента. Оптимизация численности руководящего персонала позволяет снизить объём фонда оплаты труда. Корреляция отдельных операций с общей стратегией и политикой компании исключает непрофильные расходы вызванные «текущей необходимостью». Внедрение единых правил профессиональной деятельности снижает издержки, которые появляются из-за недопонимания отдельными работниками методов и подходов к реализации производственных задач. Принятие во внимание потребностей всех структурных подразделений уменьшает издержки, вызванные конфликтом интересов.
- При корпоративной стандартизации рыночных отношений. Внедрённые правила работы с деловыми партнёрами и потребителями продукции помогают сохранить имеющихся клиентов, приобрести новых. Использование системного анализа требований потребителей приводит к росту прибыли за счёт повышения реализации продукции, максимально отвечающей интересам покупателей. Также устраняются издержки, связанные с выпуском низколиквидной продукции. Регламентирование рисков работы с поставщиками снижает расходы, вызванные невыполнением партнёрами обязательств. Сбалансированная политика, учитывающая интересы компании, партнёров, клиентов, оптимизирует затраты на реализацию стратегии предприятия на новых и уже существующих рынках.
В указанном перечне представлена лишь небольшая часть методов стандартизации и преимуществ, которые получает предприятие после внедрения стандарта. Практика показывает, что использование правильно разработанных регламентов приносит ощутимый экономический эффект и значительно повышает конкурентоспособность компании, производимой продукции. Составление и применение стандартизированного норматива позволяет фирме сохранить имеющийся положительный опыт производственной или коммерческой деятельности, не допускает совершения повторных ошибок в различных сферах хозяйственной деятельности. Также наличие стандартов является необходимым условием для успешного прохождения сертификации продукции.
Сотрудничество с сертификационным центром «Делотест»
Наши специалисты обладают необходимой квалификацией в разработке технической документации для предприятий различной направленности. В сочетании с многолетним опытом это позволяет составлять нормативные документы максимально быстро и в соответствии с законодательными правилами. При этом заказчик принимает минимальное участие в процедуре. Обращайтесь по указанным контактным данным для получения бесплатной консультации по всем вопросам, касающимся стандартизации, сертификации продукции и услуг.