Многие организации, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования, стремятся к повышению качества обучения и всех процессов своей деятельности. Для этого в учреждении внедряется система менеджмента качества (СМК). Профильным национальным стандартом в сфере образования является ГОСТ Р 52614.2-2006.
Законодательство России не требует проводить сертификацию услуг. Обязательным документом, который разрешает вести образовательную деятельность на законном основании, является лицензия. Федеральный Закон РФ № 184-ФЗ предусматривает возможность прохождения сертификации в добровольном порядке. Она позволяет оптимизировать работу образовательных учреждений, повысить их конкурентоспособность.
Сертификат на услуги дополнительного профессионального образования выдается по итогам проведения комплексной проверки и внедрения СМК в учреждении. Документ подтверждает, что организация заинтересована в повышении качества услуг, а ее деятельность направлена на удовлетворение потребностей учащихся.
Преимущества сертификации СМК
Образовательные учреждения, в процессе работы, сталкиваются с различными сложностями. Они обусловлены следующими факторами:
- рыночные условия находятся в постоянной динамике;
- профильные специалисты попадают на рынок с разной периодичностью, отсутствует постоянный спрос на них;
- трудовой рынок слабо регулируется государством;
- в сфере образования присутствует высокий уровень конкуренции, поскольку количество негосударственных учебных заведений постоянно растет;
- снижается эффективность обучающих программ из-за использования методов обучения старого образца.
Перечисленные проблемы позволяет решить грамотная разработка СМК. Цели ее внедрения подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние цели включают:
- реорганизацию, оптимизацию образовательных и управленческих процессов в организации;
- повышение успеваемости учащихся, получающих дополнительное профобразование, за счет создания благоприятных условий для обучения, повышения квалификации преподавательского состава;
- внедрение в обучающую программу новых методик и направлений.
Система менеджмента ставит перед собой и внешние цели:
- повысить конкурентоспособность среди аналогичных компаний, предоставляющих услуги получения дополнительного образования;
- укрепить доверие и лояльность клиентов;
- сформировать положительную репутацию учебного заведения;
- получить возможность расширения деятельности, выхода на международный рынок.
Разработка системы менеджмента способствует созданию условий, которые обеспечивают выпуск на рынки труда специалистов необходимой квалификации, способных эффективно реализовывать полученные знания на практике.
Успешное внедрение принципов профильного стандарта является основанием для выдачи сертификата.
Требования стандарта ГОСТ Р 52614.2-2016
Положения стандарта содержат порядок разработки стратегических решений и внедрения СМК. В документ также включены рекомендации, соблюдение которых необходимо для эффективной работы системы, соответствующей требованиям ГОСТ Р 52614.2-2016 и базового стандарта ИСО 9001.
Выполнение положений и принципов стандарта позволяет:
- разработать стратегию, определить роль учреждения в социально-экономической среде;
- подготовить преподавательский состав с необходимым уровнем компетентности;
- оценивать учебные планы, актуализировать устаревшие обучающие программы, разрабатывать новые;
- проводить качественный отбор обучающихся, оказывать им поддержку;
- объективно оценивать процесс обучения.
В зависимости от вида и специфики учебного заведения, требования могут быть дополнены. В процессе разработки СМК выполняются следующие действия:
- экспертиза внутренней документации;
- оценка процессов, связанных с предоставлением услуг в сфере образования;
- проверка правильности организации обучающих программ;
- проверка периодичности проведения аттестаций;
- разработка правил, связанных с реализацией образовательных программ по дополнительному профобразованию;
- разработка методик, направленных на улучшение работы заведения.
Для оценки результативности работы системы менеджмента необходимо проводить сравнительный анализ обучающих процессов с другими образовательными учреждениями. Чтобы улучшить эффективность СМК, потребуются следующие действия:
- разработка стратегических решений в области качества;
- определение целей и задач, ознакомление с ними сотрудников учебного заведения;
- обеспечение необходимыми человеческими и материально-техническими ресурсами, способствующими качественному выполнению поставленных перед компанией задач и целей;
- публикация периодических изданий в области качества услуг дополнительного профобразования;
- обеспечения обмена информацией и получения обратной связи от потребителей услуг;
- постоянный анализ и мониторинг работы с целью контроля достижения целей организации.
Что требуется для прохождения процедуры?
Чтобы оформить сертификат, свидетельствующий о реализации принципов стандарта ГОСТ Р 52614.2-2016, можно обратиться за содействием в центр сертификации «Делотест».
СМК в сфере образования внедряется поэтапно:
- Подача заявления, подготовка необходимой документации.
- Комплексный аудит, во время которого проводится первичная оценка работы организации, оценка соответствия стандартам ГОСТ Р 52614.2-2016 и ИСО 9001.
- Разработка недостающих регламентов, инструкций, внесение корректировок в действующие документы.
- Проведение реорганизации компании согласно принципам стандарта.
- Обучение и повышение квалификации преподавательского состава.
- Окончательный аудит.
К обязательным документам относятся:
- учредительная документация для подтверждения законной деятельности учреждения;
- информация об услугах, преподавательском составе, направлениях профессионального обучения;
- нормативы, в соответствии с которыми организация ведет деятельность.
При положительных результатах аудита заявитель получает сертификат, который действует на территории РФ в течение трех лет.
Чтобы узнать подробности сертификации СМК, обращайтесь к экспертам сертификационного центра «Делотест». Консультации бесплатные! Ждем звонков и заявок!