Товарный знак является зарегистрированным в определенном порядке обозначением, которое позволяет индивидуализировать продукцию, предоставляемый перечень услуг или выполняемых работ (данное определение закреплено ст. 1477 ГК РФ).
Его использование делает товары узнаваемыми, что способствует значительному росту доверия потребителей и выступает в качестве эффективного инструмента защиты от недобросовестной конкуренции.
Нормами действующего законодательства установлено, что субъекты предпринимательской деятельности (это относится и к индивидуальным предпринимателям, и к юрлицам всех организационных форм) вправе пользоваться только зарегистрированным логотипом.
Государственная регистрация товарных знаков в России представляет собой достаточно сложную процедуру, состоящую из перечня последовательных этапов:
- разработки бренда;
- проверки охраноспособности и сходства с другими прошедшими регистрацию вариантами;
- закрепления классов МКТУ;
- платы госпошлины;
- направления заявки с комплектом документов в Роспатент;
- проведения экспертизы;
- выдачи свидетельства заказчику.
После успешного прохождения вышеуказанных стадий предприниматель вправе использовать торговую марку в своей деятельности, передавать на нее права другим субъектам. Весь процесс занимает от полугода до полутора лет (при условии, что все будет сделано правильно). В отдельных ситуациях имеется возможность зарегистрировать бренд по ускоренной процедуре.
Также следует учитывать, что на практике нередки случаи отказа в проведении регистрации фирменного обозначения (госпошлина, при этом, заявителю не возвращается).
Поэтому, если вы не уверены в своих силах, для прохождения процедуры стоит обратиться за помощью к специалистам центра сертификации «Делотест». Мы ответим на все вопросы, поможем разработать индивидуальное обозначение, подготовить заявку с перечнем документов в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности), а при необходимости сможем обжаловать отказ Роспатента в судебном порядке. Кроме того, мы оказываем правовую помощь и в ситуациях, когда вашу торговую марку используют иные лица, которые не имеют на это законных оснований.
Предварительная проверка товарного знака
Официальная регистрация товарного знака начинается с проведения предварительной проверки. Чтобы избежать отрицательного результата, важно, чтобы обозначение было уникальным, отражало род деятельности соискателя и в полной мере соответствовало требованиям действующего законодательства. Они бывают следующих видов:
- словесными;
- изобразительными;
- звуковыми;
- объемными;
- комбинированными (смешанными).
При разработке бренда следует руководствоваться положениями ст. 1483 ГК, где отражены причины отказа в госрегитрации (по указанным нормам также осуществляется проверка уполномоченным органом), среди них:
- недопустимым является использование государственной символики;
- торговая марка не должна содержать описания выпускаемой продукции или оказываемых услуг и не должна вводить потребителей в заблуждение;
- запрещается использование общепринятых определений и символов (единицы измерения, названия химических элементов и т.д.);
- нельзя использовать изображения, которые относятся к произведениям искусства, данное правило распространяется и на выдержки из художественных, а также научных произведений – исключение составляют ситуации, когда сам автор предоставил на это разрешение;
- иное.
Несоблюдение правил влечет отклонение возможности прохождения государственной регистрации товарного знака. Наши специалисты обладают достаточными знаниями для оказания помощи в проведении оценки охраноспособности и тождественности обозначения по всем показателям. Ообратившись в сертификационный центр «Делотест», вы сэкономите не только свое время, но и деньги.
Определение классов МКТУ (Международной классификации товаров и услуг)
Перед тем как подать заявку на регистрацию товарного знака, потребуется закрепить за ним определенные классы МКТУ ( от 1 по 34 – товары, а с 35 по 45 – услуги). При осуществлении выбора, в первую очередь, необходимо учитывать специфику деятельности предпринимателя.
Если вы планируете производить значительный перечень самых разнообразных товаров, в этом случае следует указывать несколько классов МКТУ (их количество не ограничено рамками действующего законодательства). Следует помнить, что от числа указанных классов будет зависеть размер государственной пошлины. При осуществлении формальной экспертизы, если вы указали более 5 позиций, то, помимо 3500 руб., за каждый из указанных дополнительно придется доплатить по 1000 руб. Если выполняется экспертиза по существу, то за каждую дополнительную позицию потребуется заплатить по 2500 рублей (если число классов МКТУ не превышает 5, то госпошлина будет составлять 11500 рублей).
Поэтому целесообразно указывать исключительно те позиции, которые вы будете использовать на практике. Если при определении классов МКТУ у вас возникли сложности, воспользуйтесь помощью экспертов центра «Делотест».
Подготовка и подача заявки на международную регистрацию товарного знака
Для обращения в Роспатент соискателю кроме заявления предварительно необходимо подготовить документы для регистрации товарного знака. В перечень включают:
- заполненную заявку определенного образца с указанием государства происхождения логотипа;
- само уникальное обозначение, вместе с которым предоставляется его детальное описание;
- список товаров и/или услуг, в отношении которых будет зарегистрирована торговая марка;
- информацию о субъекте хозяйственной деятельности;
- перечень стран, на территории которых будет действовать фирменное обозначение;
- документальное подтверждение оплаты госпошлины в установленном размере – ее размер будет зависеть не только от числа закрепленных классов МКТУ, но и от количества стран, на территории которых можно будет использовать бренд.
Стоит учитывать, что для прохождения международной регистрации своего бренда, вам для начала необходимо зарегистрировать его на территории России. Рассмотрение заявления осуществляется европейскими экспертами в женевском офисе Международного бюро ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности), поэтому к ее составлению и подготовке перечня документации необходимо подойти максимально ответственно.
Для того чтобы избежать отказа уполномоченного органа ВОИС и незапланированных расходов, стоит прибегнуть к помощи опытных сотрудников центра «Делотест».
Рассмотрение заявки
Процедура включает в себя следующие этапы, осуществляемые Роспатентом:
- формальную экспертизу – понадобится 1 – 2 месяца;
- экспертное исследование по существу – уйдет от 8 до 10 месяцев;
- принятие решения – при положительном исходе выдается свидетельство установленного образца, в случае отрицательного результата в оформлении бренда отказывают.
Особенности проверки на тождество и сходство
Отдельные заявленного элементы логотипа не должны присутствовать в уже зарегистрированных брендах других компаний. Для исключения такой возможности специалистами проводится тщательная проверка сведений, содержащихся в базах ФИПС.
Для того чтобы полностью исключить возможные совпадения, анализу подлежат не только зарегистрированные торговые марки, но и предложения, находящиеся в процессе рассмотрения. Если в финале проверки было выявлено сходство или тождество с другим обозначением, то соискателю поступает отказ. В этом случае дается время на корректировку и приведение товарного знака в соответствие с нормами действующего законодательства.
Для внесения соответствующих исправлений в логотип и его корректировки также лучше обратиться к специалистам в этой сфере (это позволит избежать повторного отказа и в значительной степени сэкономить время и денежные средства на повторной оплате госпошлины).
Получение свидетельства о регистрации торгового знака
Если по результатам было принято положительное решение, то заявителю предоставляется свидетельство, подтверждающее факт регистрации фирменного товарного знака. Данный документ подтверждает наличие права использовать зарегистрированный бренд на свое усмотрение: маркировать им продукцию, передавать права на него третьим лицам и иным способом извлекать выгоду (действует в течение 10 лет).
Также нужно учесть, что на законодательном уровне предусмотрено применение следующих видов ответственности за незаконное использование фирменного обозначения:
- административной – сумма штрафных санкций для юр.лиц может достигать 200 тысяч рублей (ст. 14.10 КоАП РФ);
- гражданско-правовой – правообладатель может взыскать возмещение убытков, максимальный размер которого составляет 5 миллионов рублей (ст. 1515 ГК РФ);
- уголовной – предусмотрена ст. 180 УК РФ и предполагает не только наложение штрафа на виновных лиц (от 100 тысяч до 1 миллиона рублей в различных случаях), но лишение свободы на период от 2 до 6 лет.
Чтобы избежать наказания, необходимо использовать только зарегистрированное обозначение. Наносить логотип на товары следует после получения официального свидетельства и внесения данных в реестр. В случае возникновения вопросов воспользуйтесь помощью специалистов сертификационного центра «Делотест». Мы поможем решить имеющуюся проблему в максимально сжатые сроки!