Отказное письмо (ОП) – официальный документ уполномоченного органа, который информирует об освобождении указанного в нем ассортимента товаров от обязательной оценки соответствия. Это документальное разъяснение по правовой сущности не тоже самое, что разрешительная документация на продукцию. Текст письмо констатирует необязательность проведения проверки перед выпуском в продажу. Оформление ОП имеет рекомендательный характер, однако служит для ускорения товарооборота, поскольку снимает вопросы о прохождении оценочных процедур.
Классификация отказных писем по назначению
На законодательном уровне не установлена обязательность предоставления отказных писем, как и не утверждена унифицированная форма их заполнения. Инициатором получения выступает субъект хозяйствования, желающий подтвердить освобождение импортируемой, производимой или реализуемой продукции от обязательных процедур оценки. По назначению разъяснительные письма классифицируются по видам:
1. Для таможенного контроля при пересечении товарами границы России. Представители таможни вправе запросить у импортера документацию на ввозимый ассортимент. ОП позволит:
- доказать, что проверка безопасности не требуется по закону;
- ускорить таможенное оформление, выпуск в обращение;
- избежать расходов, связанных с помещением груза на таможенные склады;
- не допустить задержки или срыва сроков поставки импортируемых материалов, комплектующих, товаров.
2. Для товарооборота на внутреннем российском рынке. Разъяснение служит официальным подтверждением освобождения указанных изделий от получения свидетельств о госрегистрации (СГР), сертификатов, деклараций. Информационное письмо предоставляется для регулирования споров в отношении необязательности оценочных процедур:
- действующим и потенциальным контрагентам, включая маркетплейсы, в целях ликвидации проблем в отношении размещения и продажи товаров непроверенного качества;
- контролирующим органам при плановых и внеплановых проверках по жалобам потребителей относительно качества приобретенного ассортимента;
- организаторам конкурсов и аукционов, включающим ОП в комплект тендерной документации, для принятия участия в торгах.
Хотя для оформления ОП предусмотрен добровольный порядок, оферты посреднических площадок и условия участия в тендерах переводят документ в разряд обязательных. Его наличие позволяет избежать конфликтов с заинтересованными лицами и необоснованных претензий контролеров из-за отсутствия обязательных документов.
Разъяснение в виде ОП ускоряет выпуск продукта в оборот, упрощает заключение договоров с контрагентами, требующими предоставить разрешительную документацию.
Важно! Неоднозначная или неверная идентификация может стать причиной отказа от сотрудничества.
Виды отказных писем по органам выдачи
В зависимости от системы оценки, от которой освобождается продукция, полномочия по выдаче официальных отказов от ее проведения делегированы соответствующим органам.
Отказные письма оформляются:
- аккредитованным в ФСА органом по сертификации – когда продукция не подлежит сертификации или декларированию, т.к. не попадает в перечни к ТР ТС/ЕАЭС, ПП РФ № 2425;
- Роспотребнадзором – если на товар не распространяются единые санитарные требования, то есть не требуется оформлять СГР на товары, зафиксированные в Решении КТС № 299;
- сертификационными органами, имеющими аккредитацию в области пожарной безопасности – когда нужно подтвердить освобождение от получения обязательного сертификата пожаробезопасности, предусмотренного законом № 123-ФЗ;
- Росздравнадзором – если необходимо документально доказать ненадобность оформления регистрационного удостоверения (РУ) на медтехнику, в частности, при изготовлении по индивидуальному заказу по Правилам госрегистрации, утвержденным ПП № 1416.
Получателями отказных писем наряду с компаниями и ИП могут стать самозанятые, которые не вправе оформлять сертификаты и декларации. Информационный документ позволяет плательщикам НПД реализовывать продукцию собственного производства через маркетплейсы и заключать договоры с оптовиками, требующими разрешительную документацию.
На какие товары оформляют отказное письмо
Единого перечня продукции, не подлежащей оценочным процедурам, не существует. ОП оформляется методом исключения при непопадании товаров под действие ТР ТС/ЕАЭС, правительственных постановлений или распоряжений, иных законодательных актов.
Оформить отказное письмо можно на продукцию, пользуясь ее отсутствием в перечнях с учетом области применения и назначения, а также кодов товарной номенклатуры ВЭД и общероссийского классификатора ОКПД 2. Среди изделий, освобожденных от оценки соответствия:
- сувениры – шкатулки, фигурки, подставки;
- бижутерия – ожерелья, браслеты, кольца;
- швейная фурнитура – молнии, нитки, липучки;
- декоративные изделия за исключением посуды, осветительных приборов и текстиля;
- мебельная фурнитура – уголки, заглушки, ручки;
- определенный хозяйственный инвентарь – плечики, настенные крючки, пластиковые вешалки;
- отдельный ассортимент для животных – ошейники, поводки, домики, посуда, наполнители для туалета.
Перечень подлежит периодическому пересмотру в соответствии с изменениями законодательства. Поскольку отказные письма подтверждают необязательность оценочных процедур соответствия, нововведения в части оценки автоматически приводят к обновлению списков освобожденного товарного ассортимента.
Формат и срок действия разъяснительных документов
Утвержденного образца для заполнения ОП не разработано, поскольку письмо имеет не обязательный, а рекомендательный характер. Для выдачи документа, констатирующего необязательность оценки соответствия продукции, каждый уполномоченный орган разрабатывает свой шаблон. Однако официальный документ оформляется конкретному получателю и не подлежит переадресации другому лицу, реализующему идентичные товары. В отказное письмо должны быть включены следующие сведения:
- реквизиты адресата и уполномоченного органа;
- исходящий номер и дата составления;
- информация об освобожденном от оценочных процедур ассортименте с указанием кодов по классификаторам;
- обоснование необязательности декларирования и сертификации со ссылками на нормативно-правовые акты и технические регламенты;
- указание срока выдачи или отсутствие ограничения действия во времени.
Если период действия не прописан, то ОП признается действующим до обновления законодательства или прекращения деятельности получателя. Пересмотр перечней становится основанием для признания утратившим силу документа, требующего переоформления.
Альтернативный ОП документ – принятое отрицательное решение по поданной заявке на сертификацию от органа, аккредитованного в соответствующей области. Сведения с указанием причин невозможности сертификации вносятся в ФГИС ФСА, однако свободному доступу не подлежат. Алгоритм получения отрицательного решения аналогичен отказному письму.
Порядок оформления отказного письма
Если представители торговли могут потребовать отказное письмо у поставщиков в комплекте товаросопроводительной документации, то отечественным изготовителям и импортерам нужно оформлять документ самостоятельно. Процедура оформления состоит из ряда действий:
- Подача заявки в сертификационный центр «Делотест». Помимо регистрационных сведений, идентифицирующих экономического субъекта, необходимо указать технические параметры и основные характеристики, назначение и сферу применения продукции.
- Рассмотрение обращения аккредитованным органом. Эксперты проверяют правильность отнесения товаров к позициям товарной номенклатуры ВЭД или классификатора ОКПД 2 либо проводят идентификацию по описанию изделий.
- Принятие решения по заявке. После анализа представленных документов и исследования регламентов и перечней выдается отказное письмо. При принятии отрицательного решения предоставляется аргументация невозможности сертификации.
Цена на отказное письмо зависит от срочности, общего количества подлежащих исследованию товарных позиций и необходимости проведения дополнительных мероприятий. Ведь один информационный документ не ограничен количеством наименований, чтобы подтвердить освобождение от оценочных процедур для участия в товарообороте.
Получение дополнительной документации
Кроме обязательной документации и отказных писем, требуемых партнерами и контролирующими структурами, сертификационный центр «Делотест» поможет:
- пройти сертификацию на добровольной основе, позволяющую подтвердить качественные характеристики продукции и наносить отличительные знаки на потребительскую маркировку;
- оформить сертификат ИСО 9001, подтверждающий внедренную управленческую СМК, ориентированную на клиента;
- проверить или разработать макет этикеток и зарегистрировать товарный знак, защищающий отличительную символику от несанкционированных пользователей;
- зарегистрировать штрихкод с целью упрощения учета движения товаров.
В отличие от носящего разъяснительный характер письма добровольный сертификат подтверждает качество продукции, что позволяет продемонстрировать отличия продукта от аналогов и получить конкурентные преимущества. Эксперты помогут оформить необходимые для оформления документы с целью укрепления позиций в рыночном сегменте.
Консультируем бесплатно, обращайтесь.