
Система «Честный знак» — государственная платформа цифровой маркировки, разработанная для борьбы с подделками и нелегальным товарооборотом. Платформа разработана Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) по поручению Правительства РФ.
Маркировка уже действует на ряд товарных категорий (обувь, табак, шины). Однако для автозапчастей в 2025 году осуществляется экспериментальный этап (по инициативе Минпромторга России). Причина запуска пилота — высокий уровень контрафакта на рынке. Некачественные фильтры, свечи и стекла напрямую влияют на безопасность транспортных средств. Внедрение маркировки позволит обеспечить легальность продукции, усилить защиту потребителя и повысить прозрачность продаж.
Какие товары нужно маркировать в ЧЗ
Маркировка в системе «Честный знак» распространяется на категории продукции:
- автомобильные стекла — код ТН ВЭД ЕАЭС 7007 11 100 9, 7007 21 200 9;
- фильтры (масляные, воздушные и др.) — ТН ВЭД 8421 23 000 0, 8421 29 000 9, 8421 31 000 0;
- свечи зажигания — ТН ВЭД 8511 10 000 9;
- фильтровальные материалы — ТН ВЭД 5911 90 900 0;
- упаковочные элементы — ТН ВЭД 4823 90 859 7;
- прочие компоненты — ТН ВЭД 8708 22 000 9.
Маркировку наносят на каждую единицу товара в виде кода Data Matrix, содержащего уникальную информацию о происхождении изделия.
Маркировать не потребуется:
- навалочные или наливные технические жидкости без потребительской тары;
- продукцию без индивидуальной упаковки, предназначенную для промышленной сборки или сервисного использования;
- товары, не участвующие в эксперименте.
Пока маркировка охватывает ограниченный список позиций. Однако Минпромторг рассматривает возможность поэтапного расширения перечня в зависимости от результатов пилотного проекта. Участникам рынка следует заблаговременно оценить готовность бизнес-процессов и наличие разрешительной документации.
Фазы маркировки автозапчастей
Эксперимент по маркировке отдельных видов автозапчастей на платформе «Честный знак» стартовал с 01.02.2025 г. Этапы проведения эксперимента:
- подготовительный (до 1 февраля 2025 года) — разработка нормативной базы, техническое оснащение участников, обучение персонала;
- основной (с 1 февраля 2025 года по 28 февраля 2026 года) — нанесение маркировки на изделия, передача сведений в «ЧЗ», мониторинг и анализ итогов;
- заключительный (март 2026 года) — оценка результатов эксперимента, подготовка предложений по дальнейшему внедрению маркировки.
Участие в эксперименте добровольное для каждого участника оборота: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. По итогам эксперимента будет принято решение о целесообразности введения обязательной маркировки для указанных и, возможно, других категорий автозапчастей.
Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»
Пошаговая инструкция по подключению к платформе:
- зарегистрироваться в международной системе стандартизации ГС1 РУС, получить глобальный номер местоположения (GLN) — для создания кодов GTIN;
- получение усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП);
- создание аккаунта на портале честныйзнак.рф – с указанием ИНН, ОГРН, контактных данных, сведений о кассах и торговых точках. При регистрации выбрать категорию “автозапчасти (эксперимент)”;
- подключение оператора ЭДО (электронного документооборота) — также потребуется указать данные оператора фискальных данных (ОФД) для кассовой отчетности;
- на основе зарегистрированных кодов GTIN в системе создаются карточки продукции;
- после одобрения карточки участник получает возможность генерировать и печатать коды Data Matrix, формировать коды маркировки. Коды наносят на упаковку до ввода товара в оборот.
Несмотря на то, что эксперимент добровольный, оформляют и передают данные по правилам уже маркируемых товарных групп.
Разрешительные документы на автозапчасти
Для получения маркировки через платформу «Честный знак» требуется обязательное подтверждение соответствия продукции техническим требованиям. Автозапчасти, подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
По регламенту, сертификат соответствия (СС) обязателен для компонентов, непосредственно влияющих на безопасность автомобиля — на тормозные колодки, рулевые тяги, элементы крепления колес, пневморессоры и диафрагмы. Оценку проводят по схемам 1С, 3С или 5С. Сертификат действует до 5 лет при серийном выпуске. Для партийной продукции срок не ограничен, но привязан к объему и условиям конкретной поставки.
Декларирование применяют к деталям, не входящим в категорию критически важных для управления ТС, но требующим технического контроля. Например, фильтры (топливные, масляные, воздушные), стекла, свечи зажигания, корпусные элементы и т. д. Декларацию о соответствии (ДС) оформляют по схемам 1Д, 3Д, 4Д или 6Д. При серийном производстве документ действует до 5 лет. При наличии у производителя сертифицированной системы менеджмента качества (по ISO 9001), допускается использование схемы 6Д с упрощенным подходом. Для поставок на партию документ действителен только в рамках одной закупки.
При оценке соответствия проводятся испытания по группам показателей:
- механические свойства — прочность, ударная вязкость, твердость;
- физические характеристики — плотность, теплопроводность, электропроводность;
- химическая, коррозионная устойчивость — способность выдерживать воздействие кислот, масел, растворителей;
- эксплуатационные параметры — износостойкость, герметичность, вибростойкость, ресурс;
- экологическая безопасность, отсутствие опасных веществ.
Дополнительно учитывают специфические требования в зависимости от конструкции, назначения детали.
Если товар не подлежит обязательной сертификации или декларированию, производитель вправе оформить отказное письмо (ОП). Документ официально подтверждает, что конкретная автозапчасть не регулируется требованиями технических регламентов ЕАЭС, ПП РФ. ОП содержит основание отказа, описание товара, коды ТН ВЭД и ссылки на действующее законодательство.
Отказное письмо допустимо оформить в случаях:
- если запчасть предназначена для сборочного производства;
- если изделие бывшее в употреблении;
- если компонент был восстановлен, за исключением шин с наварным протектором — они всегда подлежат оценке;
- если товар предназначен для ретро-автомобилей, спортивной техники или не используется на дорогах общего пользования;
- если техника относится к категории транспортных средств с максимальной скоростью не более 25 км/ч.
Отказное письмо требуется при таможенном оформлении, взаимодействии с контролирующими органами и маркетплейсами. Важно не путать этот документ с отрицательным решением, которое оформляют, если заявка на сертификацию отклонена из-за несоответствия продукции.
С 2022 года действует специальный порядок, установленный Постановлением Правительства РФ N 353, который позволяет в отдельных случаях не представлять документы об оценке соответствия при ввозе продукции. Это послабление распространяется на автозапчасти, если они:
- предназначены для ремонта ранее ввезенной или произведенной техники;
- не подлежат продаже и используются исключительно для собственных нужд, включая цели НИОКР или внутреннего тестирования;
- ввозятся в единичных экземплярах для представительских задач или эксплуатации внутри компании.
Однако Приказ Минпромторга России N 2055 от 24.05.2022 устанавливает исключения. На конкретные группы продукции (тормозные системы, рулевые компоненты, автомобильные стекла и элементы, влияющие на безопасность транспортных средств) ослабления не распространяются. Для таких деталей даже при ремонте требуется оформление декларации или сертификата соответствия в общем порядке.
При производстве автокомпонентов в Российской Федерации важно учитывать, что испытания и оценка соответствия проводятся с опорой на действующие национальные стандарты. Например, для пневморессор применим ГОСТ Р 53825-2010, для резинометаллических шарниров — ГОСТ 33671-2015, для диафрагм и мембран — ГОСТ Р 53821-2010. При отсутствии действующего ГОСТа производитель вправе разработать технические условия (ТУ), зарегистрировать их и использовать в качестве нормативной базы при декларировании или сертификации инструмента.
Внимание! Продажа автозапчастей без декларации или сертификата расценивается как нарушение законодательства о техническом регулировании, влечет штрафы, конфискацию продукции и приостановку деятельности по решению суда.
Справка! Начиная с 1 сентября 2026 года вступает в силу требование об обязательном указании ссылки на запись в реестре разрешительных документов в карточках товара. Это касается всех продавцов, включая владельцев и участников маркетплейсов.
Техническая подготовка
Для корректной работы на платформе «Честный знак» потребуется:
- принтер для печати кодов Data Matrix — желательно термотрансферный, с разрешением от 300 dpi;
- сканеры, терминалы сбора данных (ТСД) — для проверки кодов при приеме, отгрузке и продаже;
- программное обеспечение для интеграции с «ЧЗ» — поддержка 1С, МойСклад, Эвотор, Класс365 и др.;
- Настроенный ЭДО, подключенный ОФД — для автоматической передачи сведений о движении товара в систему.
Сертификационный портал «Делотест» сопровождает участников на всех этапах: от оформления разрешительных документов до внедрения маркировки. Эксперты портала обеспечивают:
- подготовку, подачу заявок в ГС1 РУС и «Честный знак»;
- регистрацию личного кабинета, настройку ЭЦП клиента;
- генерацию, импорт штрих-кодов;
- создание, доработку карточек товаров;
- отправку карточек на модерацию;
- консультации по формированию заказов на коды маркировки.
Процесс занимает от 2 до 3 рабочих дней при наличии документации. Участнику не требуется разбираться в технических нюансах — эксперты центра берут всё на себя.
Эксперты «Делотест» также оформляют:
- декларации, обязательные сертификаты соответствия;
- отказные письма, отрицательные решения;
- добровольные сертификаты, в том числе пожарной безопасности;
- экспертные заключения;
- сертификаты соответствия СМК: ГОСТ Р ИСО 9001, 14001, 45001 с внедрением систем качества.
Перед подачей проводится проверка корректности кодов ТН ВЭД, чтобы исключить ошибки и отказы при регистрации. Консультации бесплатные — звоните или оставьте заявку.