Санатории – это объекты размещения, расположенные на территории курортов, местностей с благоприятным климатом, которые предоставляют клиентом услуги по проживанию в номерах, питанию, диагностике и лечению с применением природных и медицинских факторов. Согласно ФЗ №16 от 5 февраля 2018 года, перед стартом работы эти организации проходят обязательные оценочные процедуры, по результатам которых оформляется свидетельство о присвоении категории. Также в добровольном порядке предприниматели вправе провести сертификацию, чтобы получить конкурентные преимущества на рынке.
Зачем проводится обязательная сертификация?
Порядок обязательной оценки санаториев и других средств размещения устанавливается Постановлением Правительства №1860 от 18.11.20 года. В нормативном акте прописано, что сертификационные процедуры преследуют 2 цели:
- предоставление потребителям отвечающих действительности сведений о категории объектов размещения;
- повышение качества санаторно-курортных услуг.
По итогам оценочных мероприятий объекту размещения присваивается определенная категория. Самая высокая оценка – 5 звезд, самая низкая – без звезд. Начинать работу без получения свидетельства о звездности предприниматель не вправе: за это предусмотрены денежные штрафы.
Этапы проведения проверки соответствия
Согласно алгоритму, регламентированному ПП №1860, оценочные процедуры проходят в следующие этапы:
- Предприниматель направляет заявку и первичную документацию в выбранный аккредитованный орган. При этом заявитель указывает ту категорию объекта размещения, на присвоение которой претендует.
- Эксперты проводят экспресс-анализ, по итогам которого принимается решение о возможности проведения сертификации. Отрицательный ответ направляется заявителю в письменном виде, с обоснованием.
- Между заявителем и аккредитованным органом заключается договор на проведение оценочных процедур. Клиент вносит предоплату.
- Эксперты анализируют полноту/ корректность/ достоверность предоставленной предпринимателем документации.
- Аккредитованный орган проводит оценку объекта размещения. Она предполагает выезд специалистов в санаторий для организации экспертизы.
- На основании полученных результатов принимается решение о возможности выдачи свидетельства. Эксперты вправе присвоить санаторию ту категорию, которая была указана в заявке, или более низкую/ высокую. Отказ в выдаче свидетельства возможен в том случае, если предприятие не отвечает установленным нормативам комфортности.
Оценочные мероприятия включают:
- анализ номерного фонда санатория;
- изучение состояния санитарно-технического оборудования;
- исследование качества питания, напитков;
- проверку опыта и квалификации наемных сотрудников;
- анализ качества предоставляемого обслуживания;
- иное.
Итоги оценки фиксируются в официальных документах – протоколах и актах. Они оформляются в 2-х экземплярах, каждый из которых содержит подписи всех экспертов, которые проводили проверку. Один комплект документации передается заявителю, тот обязан хранить его в течение 5 лет.
Добровольная сертификация санаториев
Добровольная оценка проводится по инициативе самих санаторно-курортных организаций в системах добровольной сертификации (СДС), которые зарегистрированы установленным образом на территории России. Цели проведения этой процедуры – это:
- укрепление доверия к организации со стороны отдыхающих и деловых партнеров;
- стимулирование интереса потребителей к санаторным программам рекреационного комплекса;
- увеличение стоимости бизнеса и привлечение новых инвесторов;
- получение конкурентных преимуществ при участии в тендерах и конкурсных процедурах;
- возможность проведения лицензирования медицинских услуг в упрощенном порядке.
В рамках СДС санаторные организации вправе провести оценку соответствия одной или нескольких оказываемых услуг. После получения сертификата держатель вправе использовать знак качества СДС в рекламе, информационной и деловой документации.
Как проводится добровольная сертификация?
Порядок проведения добровольной сертификации услуг в РФ регламентирован государственным стандартом (ГОСТ) 54659-2011. Установлено, что процедуры организуются по следующему алгоритму:
- Предприниматель обращается с заявкой в аккредитованный орган.
- Эксперты принимают решение о возможности проведения сертификации/ отказе.
- При положительном решении между сторонами заключается договор.
- Предприниматель предоставляет полный комплект необходимой документации, а эксперты проводят ее проверку.
- Экспертная группа проводит аудит.
- По результатам проверки оформляется акт оценки.
- Аккредитованный орган принимает решение о возможности выдачи сертификата.
- Заявитель получает оформленный в надлежащем виде и зарегистрированный в реестре СДС сертификат на услуги санаториев.
Установлено, что срок действия сертификата определяется аккредитованным органом, максимальный период составляет 3 года. В санатории проводится регулярный (не реже 1 раза в год) инспекционный контроль. Содержание и периодичность его мероприятий зависят от специфики услуг, наличия системы менеджмента качества у объекта размещения, отсутствия жалоб отдыхающих и претензий со стороны государственных учреждений, иных факторов.
Какие документы нужны для добровольной проверки?
Инициировать добровольную сертификацию вправе компании и ИП зарегистрированные установленным образом на территории РФ. От заявителя требуется:
- заполненное заявление по установленной форме;
- свидетельство о госрегистрации;
- свидетельство о постановке на учет в ИФНС;
- копия уведомления о начале предпринимательской деятельности;
- документация, подтверждающая право собственности или аренды на земельные участки, где располагается санаторий;
- подробные сведения о специфике работы объекта размещения;
- информация об услугах (в том числе оздоровительных), предоставляемых гостям;
- данные о квалификации наемных работников (в том числе дипломы об образовании медицинского персонала).
Точный перечень необходимых документов составляют эксперты после анализа заявки предпринимателя.
Остались вопросы? За помощью в проведении обязательных и добровольных оценочных процедур обратитесь к экспертам центра «Делотест».