Стандарт TL 9000 устанавливает нормы и принципы по построению систем менеджмента качества (СМК) для компаний, занятых в сфере коммуникаций. Он был разработан международным форумом QuEST на базе ISO 9001 в целях повышения качества товаров и услуг в отрасли. Организации применяют его положения и проводят сертификацию в добровольном порядке, для получения конкурентных преимуществ.
Кто применяет принципы TL 9000?
Международный стандарт TL 9000 адресован компаниям, которые работают в сфере телекоммуникаций, в том числе заняты:
- проектированием;
- созданием;
- поставкой;
- установкой;
- техобслуживанием телекоммуникационных продуктов.
TL 9000 используют предприятия, занятые поставками/ установкой телекоммуникационной аппаратуры, созданием и предоставлением пользователям программного обеспечения, оказанием услуг.
Также стандарт устанавливает те параметры производства и финансовой устойчивости, на основании которых определяется благонадежность и результативность работы фирмы.
Использование положений нормативного документа помогает фирмам выйти на международный уровень оказания услуг и продемонстрировать заинтересованным сторонам, что система менеджмента качества предприятия отвечает передовому мировому опыту, а значит, гарантирует качество товаров/ услуг и направлена на постоянное совершенствование.
На каких принципах основан TL 9000?
Стандарт TL 9000 состоит из двух частей:
- Первая книга – определяет общие правила и принципы построения СМК на предприятиях. Устанавливает нормативы по проведению измерений, описывает распределение ответственности между топ-менеджментом, работниками организации.
- Вторая книга – устанавливает метрики, которые рассчитываются совместно с поставщиками/ клиентами для определения приемлемых показателей для всех партнеров. В этой части документа описаны конкретные формулы и методики проведения вычислений. Например, оцениваются такие показатели деятельности, как время отклика на отчет, время доставки, процент возвратов и прочие.
TL 9000 основан на ISO 9001, поэтому предполагает соблюдение таких принципов ведения бизнеса, как:
- управление производственной деятельностью как процессами;
- лидерство руководства предприятия;
- построение корпоративной культуры и вовлечение линейных сотрудников в решение бизнес-задач;
- соблюдение положений законодательства;
- предвосхищение и учет в работе потребностей заинтересованных сторон.
Также TL 9000 дополнен положениями, специфическими для конкретной отрасли:
- требованиями к проектированию и разработке телекоммуникационных сервисов;
- управлением жизненным циклом программ;
- контролем эффективности расчета показателей/ метрик;
- построением отношений между оператором сети и поставщиком;
- прочим.
Цель внедрения TL 9000 – удовлетворение потребностей клиента, снижение затрат предприятия, рост эффективности производственной деятельности и оптимизация взаимоотношений с бизнес-партнерами.
На территории РФ действует аналог международного TL 9000. Это ГОСТ Р 53733-2009, который устанавливает требования к построению систем менеджмента предприятий, оказывающих услуги связи.
С какой целью внедряется стандарт, и проводится сертификация?
Согласно законодательству РФ и Евразийского Союза, сертификация TL 9000 не является обязательной процедурой. Соблюдение положений стандарта и оценка СМК – добровольное решение фирмы, которое предоставляет компании, следующие конкурентные преимущества:
- оптимизация производственных и накладных затрат предприятия;
- уменьшение объема товаров/ услуг, не отвечающих нормам качества, снижение затрат на устранение несоответствий;
- уменьшение количества рекламаций, штрафов;
- возможность освоения новых направлений сбыта, в том числе выхода на международные рынки;
- формирование позитивного имиджа бренда, рост доверия потребителей к его продукции/ услугам;
- улучшение инвестиционных показателей организации;
- преимущества при участии в закупочных процедурах.
В зависимости от специфики деятельности, которую ведет предприятие, организуется один из трех видов сертификации. Изготовители оборудования используют тип оценки «H», разработчики программ – «S», поставщики услуг (например, по установке телекоммуникационного оборудования, тех. обслуживанию) – «V».
Как проходят оценочные процедуры?
Чтобы пройти сертификацию СМК в области телекоммуникаций TL 9000, компании обращаются за помощью в специализированные инстанции – центры сертификации (кратко – ЦС). Это коммерческие фирмы, которые оказывают клиентам всестороннее содействие в решении задач в сфере построения СМК и оценки соответствия.
Работа строится по следующему алгоритму:
- Предприниматель направляет в ЦС заявление и пакет документации (регистрационных, уставных, нормативных документов фирмы, подробных сведений о специфике ее деятельности и т.д.).
- Эксперты на основании анализа сведений из документации определяют, в каком порядке будет проходить дальнейшая работа. Все условия согласовываются с клиентом.
- Специалисты помогают клиенту в выстраивании СМК, в том числе в оформлении документации, определении рассчитываемых показателей, обучении персонала и решении других задач.
- Эксперты организуют оценку соответствия системы менеджмента. Процедура включает проверку документации и инспекцию деятельности предприятия.
- Клиент получает готовый сертификат, а также свидетельства на внутренних аудиторов организации.
Сертификат TL 9000 оформляется на 3 года. Если он выдан в рамках международного стандарта, то принимается во всех странах мира.
Остались вопросы? Обратитесь к экспертам центра сертификации и стандартизации в Москве, чтобы получить подробные консультации и содействие в решении сертификационных задач.