У каждого товара должна быть этикетка с маркировкой. Это обязательное требование, так как необходимо предоставить покупателю основные сведения о продукции. Перечень информации, которую нужно нанести, зависит от вида и целевого назначения товара, требований нормативных актов. Это будут данные о самом товаре и его потребительских свойствах, об изготовителе, об особенностях использования и мерах безопасности. Также изготовитель или поставщик обязаны указывать сведения и знаки, подтверждающие законность выпуска товара в обращение, прохождение сертификации.
Зачем нужна разработка этикеток
Этикетка – это ярлык с определенной информацией, графическими знаками. Ее можно крепить к самому изделию (если это возможно), либо на потребительскую упаковку. Разработка включает в себя определение точного состава информации для потребителей. Также необходимо выбрать место и способ размещения на товаре или упаковке. Ярлык и вся информация на нем должны быть видны потребителю для изучения до совершения покупки.
Основные цели разработки и нанесения этикетки для выпуска продукции в обращение:
- чтобы соблюсти обязательные требования нормативных актов (например, все технические регламенты ЕАЭС содержат перечень информации для маркировки);
- чтобы обеспечить соблюдение прав потребителей, предоставить им сведения о составе и свойствах продукции;
- чтобы раскрыть все преимущества товара, выделить его среди других изделий на прилавках магазинов.
Кроме обязательных сведений, производители, поставщики и продавцы могут указывать на упаковке дополнительную информацию. Это могут быть знаки соответствия о прохождении добровольной сертификации, элементы фирменного стиля бренда, информация о направлениях деятельности компании и т.д.
Разработка этикеток на продукцию осуществляется на этапе выпуска ее в обращение, до ввоза по импорту через границу. Проект (макет) с маркировкой нужно представить вместе с заявлением при прохождении сертификации, оформлении разрешительных документов. При несоответствии маркировки в выдаче сертификатов, деклараций или свидетельств о регистрации может быть отказано.
Какую информацию нужно указать в маркировке продукции
Для разработки этикеток продукции нужно сначала изучить требования нормативных актов. Например, состав обязательных сведений маркировки для продуктов определен техническим регламентов ТС 022/2011. Аналогичные нормативные акты есть и для других видов товарных групп.
В обязательном порядке на ярлыках и упаковке указываются следующие сведения:
- об изготовителе, в том числе о конкретном заводе, стране происхождения;
- о виде и целевом назначении изделия;
- о потребительских свойствах изделия, его характеристиках;
- о точном составе компонентов и ингредиентов;
- об особенностях эксплуатации, использования и применения;
- о мерах предосторожности и безопасности, потенциальных рисках и угрозах для потребителей;
- о количестве, массе, объеме;
- о датах изготовления, сроках службы (годности);
- о нормативных актах, по которым проводилась оценка соответствия;
- о специальных обозначениях (например, о регистрации в системе «Честный знак»).
Также маркировка должна включать графические обозначения – торговые марки (при наличии), знаки выпуска продукции в обращение (ЕАС или РСТ). Для каждого вида товаров есть и специальные правила по маркировке. Например, там нужно указывать о наличии ГМО, о специальном целевом назначении изделия (для детей определенного возраста и т.д.).
Разработка этикетки товара включает правильное определение ее места расположения на упаковке, способа крепления. Маркировка должна быть доступна и легко читаема для потребителей, не стираться от погодных факторов или условий хранения, доставки. Информация на ярлыках должна полностью соответствовать фактическим свойства изделия. Поэтому для работы потребуется прохождение испытаний и тестов продукции, оформление протоколов по их итогам.
Услуги по разработке этикеток лучше получить специалистам сторонних организаций. Самостоятельно учесть все правила и нюансы достаточно сложно. Помимо нормативных актов ЕАЭС и РФ, в работе нужно использовать стандарты ГОСТ. Они подбираются под конкретный вид продукции. За нарушения, допущенные при разработке и нанесении ярлыков, грозит административная ответственность.