Электронные конкурсные торги являются неотъемлемой частью деятельности предприятий. Процедура дает возможность заказчикам заключать контракты путем выбора надежного поставщика среди множества претендентов. Правила организации тендеров и участия в них содержатся в Федеральном Законе РФ № 223-ФЗ.
Цель нормативного акта заключается в повышении эффективности закупок, обеспечении прозрачности прохождения конкурсных торгов, предотвращение различных нарушений и злоупотреблений в данной сфере.
Одним из главных условий для работы на электронных торговых площадках (ЭТП) является наличие электронно-цифровой подписи (ЭП, ЭЦП). ЭЦП для торгов по 223-ФЗ дает возможность прохождения верификации ЭТП, размещения коммерческих предложений и выполнения других действий, предусмотренных Федеральным Законом.
Наличие ЭП необходимо для заказчиков и поставщиков. Поставщиками могут быть юрлица и ИП. Заказчиками являются государственные предприятия, публично-правовые и бюджетные учреждения, организации жилищно-коммунального хозяйства и другие компании, перечисленные в пункте 2 статьи 1 ФЗ № 223.
Что нужно для участия в тендере?
Важным этапом участия в коммерческих тендерах и госзакупках является подача документации. От этого этапа зависят шансы на победу, поэтому необходимо ответственно подойти к данной задаче и не допустить ошибок. Кроме стандартных регистрационных документов, участник должен подготовить разрешительную документацию на продукцию. К ней относятся сертификаты, декларации, свидетельства о государственной регистрации и т.д. Эти документы подтверждают безопасность товаров для потребителя.
Если продукция не требует обязательной оценки соответствия, для повышения конкурентоспособности можно оформить добровольный сертификат. Он позволяет поставщику выделить качество товаров, получить конкурентные преимущества при участии в тендере, повысить шансы на победу.
Для доступа к конкурсным процедурам следует оформить электронно-цифровую подпись, соответствующую требованиям Федерального Закона РФ No 63-ФЗ. Закон раскрывает понятие ЭП, определяет порядок выпуска сертификата ключа, регулирует деятельность удостоверяющих центров, прошедших аккредитацию.
Оформление ЭП для участия в онлайн-закупках – обязательная процедура. С помощью нее подтверждаются практически все действия на ЭТП. Без подписи предприятие не сможет пройти аккредитацию, направить заявление на участие в коммерческих и государственных закупках, а также подавать ценовые предложения во время аукциона.
ЭЦП невозможно подделать с помощью обычного копирования. Получение ЭП необходимо следующим субъектам хозяйственной деятельности:
- юрлицам и ИП, которые планируют участвовать в тендере в качестве заказчиков продукции или услуг;
- компаниям, которые принимают участие в конкурсных торгах в качестве исполнителей (поставщиков).
На основании положений закона 223-ФЗ каждое предприятие, которое организовывает процедуру закупки, на официальном сайте в открытом доступе публикует информацию, касающуюся планируемых закупок продукции или получения услуг.
Какие бывают виды электронных подписей
При выборе ЭЦП для Госзакупки (223-ФЗ) важно учесть, что электронный документооборот в России позволяет использовать три вида ЭП, каждая из которых имеет определенный уровень безопасности и юридическую состоятельность:
- Простая подпись не является юридически состоятельной. Чаще всего используется физическими лицами при осуществлении банковских операций, для получения госуслуг. С помощью простой ЭП можно проходить аутентификацию (подтверждение личности) в различных информационных системах, подписывать внутреннюю корпоративную документацию.
- Стандартная ЭП или усиленная неквалифицированная не обладает достаточной юридической силой для взаимодействия с государственными информационными системами. С помощью неквалифицированной ЭП подписывают первичную документацию предприятия.
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП) полностью отвечает требованиям законодательства РФ. С помощью КЭП осуществляется сдача отчетности, а также другие аспекты правовых отношений.
Поскольку ФЗ №223 устанавливает менее строгие требования, чем ФЗ №44, потенциальный участник конкурсных торгов может сам определить необходимый вид усиленной ЭП. Стоит учитывать и правила торговой площадки. Многие из них требуют оформления квалифицированной ЭП, поскольку она обеспечивает высокий уровень защиты и является юридически состоятельной во всех сферах правоотношений.
Кроме ЭЦП, участнику закупок по 223‑ФЗ понадобятся:
- носитель ЭЦП (Рутокен или eToken);
- средство криптографической защиты – специализированные программы для работы в системе онлайн передачи данных с использованием сертификатов ключей.
Что требуется для оформления ЭЦП
Для получения КЭП, сертификатов ключей и программного обеспечения для проверки и защиты подписи можно обратиться за помощью в сертификационный центр «Делотест». Специалисты помогут выбрать оптимальный вариант сертификата ЭЦП, который даст возможность работать на всех торговых площадках.
Чтобы избежать ошибок и повысить шансы на победу в тендерах, компании могут воспользоваться дополнительными услугами:
- изучение конъюнктуры рынка и анализ документов для предстоящих электронных торгов;
- подготовка и подача документации;
- юридическое сопровождение при заключении договоров на поставку продукции или услуг, а также по другим вопросам, связанных с участием в тендерах.
Предприниматель получает ЭП, соответствующую требованиям Федеральных Законов РФ № ФЗ-63 и 223-ФЗ. Для этого необходимо подготовить заявление на изготовления сертификата ключа и ЭЦП, а также комплект бумаг:
- свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет в ФНС, выписки из ЕГРИП, банковские реквизиты компании;
- решение или протокол о назначении руководителя;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность руководителя предприятия;
- карточку с образцами подписей.
Если КЭП выпускается на оформленных в компании сотрудников, необходимо предоставить нотариально заверенную доверенность на ответственное лицо, приказ о назначении его на занимаемую должность.
Процедура получения электронно-цифровой подписи предусматривает несколько этапов:
- Подача заявки и подготовка необходимой документации.
- Оформление и выпуск сертификата ключа.
- Выдача программного обеспечения, средств криптографического шифрования, ключа защиты носителя КЭП.
ЭП действует в течение одного года, после чего ее потребуется перевыпустить.
Грамотная подготовка документации и юридическая поддержка экспертов повышает шансы успешного прохождения аккредитации на торговых площадках и победы в электронных торгах.
Если остались вопросы, их можно задать специалистам центра «Делотест». Консультации бесплатные! Ждем ваших звонков и заявок!